Что такое «турецкий огурец»? Этот чудный Восток. История узора "Пейсли" Рисунок пейсли что


Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец». Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда .В наше время орнаментом "индийский огурец" часто украшают банданы .

ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать "огурцы" на индийских шалях.


Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно.Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете "о чем огурец" и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.

(Momordica charantia)

Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia ) — травянистая лиана семейства Тыквенные , широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана , вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями , 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками. Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца , чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.

http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?journalid=3707322&jpostid=126708276

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами - оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии - Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде .



Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии - там к нему относятся с большим пиитетом.(The Paisley print or the teardrop or the mango pattern- so many descriptions for a design that really gets around. The pattern originated in India and Persia but the name "Paisley" derives from an eponymous Scottish town. How so? The British East India Company and others returning from the colonies exported the pattern, especially seen on cashmere shawls, to the western world. And such was the demand, that textiles bearing the pattern were mass-produced and in the 1800"s, the town of Paisley became the leading producer of beautiful multicolored shawls bearing this design. And so with some modification, was born the Paisley pattern. (Source: wikepedia).


Как много версий происхождения этого орнамента. У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

Индийский огурец (пейсли) - символ плодородия September 19th, 2009

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута ) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов . Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.

У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это мне интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот разные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
10) Есть даже теория, что это беременные пиявки

мне лично особенно импонирует последняя версия

«Восточный» или «турецкий огурец», «бута», «персидский кипарис» - все это не перечисление названий растений, а имя одного очень популярного узора. Им украшают одежду и обувь, разнообразные аксессуары и посуду, обои, мебель.

И если в России этот каплеобразный орнамент чаще всего называют бобом или огурцом, то европейцы знают его как paisley - «пейсли». Почему узор «турецкий огурец» имеет так много названий в различных странах, что он означает и когда появился в Европе? В статье постараемся ответить на все эти вопросы.

Почему его так называют?

«Слеза Аллаха», «индийский» или «восточный огурец», «турецкий боб», «персидский кипарис» - все эти названия связывают с тем, что он напоминает по форме огурец или проросший боб. В тех случаях, когда турецкий огурец рисуется с черешком-ножкой в нижней части, его называют «пальмовым листом» или «кипарисом».

В каждой стране этому орнаменту присваивают различные значения, так в Иране считают изображение восточного огурца пожеланием счастья и благополучия, а в Индии он символизирует движение или развитие.

Когда и где он появился?

Дискуссии, посвященные ответу на этот вопрос, не утихают до сих пор. Существует множество теорий и версий того, где был создан турецкий огурец, а также кто и у кого его перенял. Проблема заключается в том, что на протяжении веков велась торговля и имелись дипломатические отношения между странами. Народы и люди путешествовали, переселялись, их культурные традиции, символы и идеи также странствовали и смешивались. Рассмотрим несколько основных гипотез происхождения бута - индийского огурца.

Наиболее удаленная от нас по времени - версия о том, что известный нам турецкий огурец - орнамент еще древнеегипетский, и символизировал он бессмертие, представленное в символическом виде пшеничного колоса.

Две более поздних версии говорят о том, что бута появилась на свет в Персии или Индии. И в том, и другом случае это слово имеет значение «огонь», только в персидском случае этот узор, пришедший из древнейшей мировой религии - зороастризма, - символизирует вечность и жизнь, а в индийской трактовке - просто священный огонь.

Существует еще одна очень красивая версия-легенда о происхождении буты. Согласно ей, рисунок «турецкий огурец» появился из-за поражения в войне одного из древних правителей Персии. Огорченный военной неудачей, он перерезал собственное запястье и поставил на документе о сдаче свою кровавую подпись. После этого поступка узор «бута» мастера ковроткачества стали помещать на свои изделия, прославляя тем самым мужество этого правителя.

Существуют и другие, менее популярные теории, но все они однозначно говорят только об одном: этот прекрасный узор, радующий нас и сегодня, пришел в Европу из Азии.

Как он появился в Европе?

Турецкий огурец - орнамент, покоривший в начале XVII века Британию, а в XVIII столетии - европейские страны и Россию. В Англию бута попала вместе с британцами, возвращавшимися из Индии, бывшей в ту пору колонией. Именно они привезли кашемировые шали, которые были украшены узором «турецкий огурец». Фото подобного, но современного изделия с этим мотивом вы можете увидеть ниже.

В Европе узор «турецкий боб» стал популярен в конце XVIII века также благодаря индийским шалям и шотландскому городу с названием Пейсли. Именно в этом городке было налажено первое производства тканей с подобным орнаментом, просуществовавшее вплоть до начала XX века. В это время мода на ткани с пейслийским узором постепенно проходит.

История восточного огурца в России

Так же, как и в Европу, в Россию этот узор попал в XVIII веке, когда появилась в высшем свете мода на платки из кашемира. Однако этот орнамент полюбился всем, и сегодня большинство людей считает турецкий огурец русским паттерном. Узор «поселился» на ивановских ситцах и набивных тканях, а также на павлопосадских платках.

Узор может быть как четко очерченным (им заполняют середину или края платков или тканей), так и в виде различных растительных и цветочных мотивов, скомпонованных в «огуречную» форму и не имеющих четкого контура.

Пейсли сегодня

Забытый в начале двадцатого столетия, в 60-е годы узор «турецкий огурец» вновь стал модным и популярным. Немало этому способствовал и Джон Леннон, приобретший украшенный пейслийским узором Rolls-Royce, и вышедший на экраны кинофильм «Лето любви», а также вошедшие в это время в моду мужские галстуки с «огуречным» узором.

В 70-е годы затейливый восточный узор «бута» привлек к себе внимание хиппи, по достоинству оценивших пестроту, насыщенность и форму «капли».

В 80-е годы сразу несколько модных домов, к примеру, Missoni, Etro и ряд других, стали активно использовать узор пейсли в своих произведениях высокой моды. Для Etro «огуречный» мотив стал визитной карточкой и украшением всех коллекций: одежды, парфюмерии, мебели, текстиля.


Современные модники с удовольствием используют для создания самых разных образов вещи, украшенные «огуречными» узорами, которые сегодня окрашены не только в классические, но и в яркие и модные цвета, такие как индиго или фуксия.

Пейсли, "слеза Аллаха", турецкий боб или просто "огурец". -ч.1.(текстиль)

Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.



Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда .В наше время орнаментом "индийский огурец" часто украшают банданы .

ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать "огурцы" на индийских шалях

Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно.Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете "о чем огурец" и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.

(Momordica charantia)

Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia ) — травянистая лиана семейства Тыквенные , широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана , вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями , 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками. Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца , чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.


Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами - оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии - Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде .




Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии - там к нему относятся с большим пиитетом.(The Paisley print or the teardrop or the mango pattern- so many descriptions for a design that really gets around. The pattern originated in India and Persia but the name "Paisley" derives from an eponymous Scottish town. How so? The British East India Company and others returning from the colonies exported the pattern, especially seen on cashmere shawls, to the western world. And such was the demand, that textiles bearing the pattern were mass-produced and in the 1800"s, the town of Paisley became the leading producer of beautiful multicolored shawls bearing this design. And so with some modification, was born the Paisley pattern. (Source: wikepedia).


Как много версий происхождения этого орнамента.У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

Как утверждают дизайнеры и искусствоведы, этот необычный и очень древний узор сегодня переживает очередной виток популярности, на его основе уже многие знаменитые марки брендовой одежды успели выпустить совершенно разные и весьма оригинальные формы одежды.

Но почему именно «турецкий огурец»? Что за странное название такое и откуда оно берет свое начало? Почему он настолько популярен и почему известен буквально во всем мире? Давайте разбираться.

История удивительного орнамента

«Турецкий огурец», «персидский кипарис», «японский огурец», «восточный огурец», бута, «Слеза Аллаха» и, пожалуй, еще одно из его самых распространенных названий – Пейсли… И это далеко не все «имена» этого уникального узора, который не просто известен практически на весь белый свет, но и практически в каждой стране имеет свою, особую, историю происхождения.

Этот рисунок действительно способен похвастаться древней, и так до конца и неизведанной, историей его происхождения, которая, как утверждают специалисты, началась в древней империи Сасанидов, приблизительно в 225 году до нашей эры. По сути, это территория современного Ирана и Ирака, а потому родоначальниками турецкого огурца можно считать именно эти страны.

Благодаря торговым связям, со временем, ткани с Пейсли попали в страны средней Азии, распространились в Африке и Индии, откуда, в принципе, и попали в Европу в начале XVII века благодаря британским переселенцам.

Красивый восточный орнамент обычно покрывал платки и шали, которые высоко ценились в те времена, их могли себе позволить только аристократичные и богатые особы.

Необычный узор настолько понравился европейцам, что в шотландском городке под названием Пейсли даже запустили массовое производство тканей с «огуречным» узором, откуда, кстати, он и получил свое очередное название. Правда, первое время продукция сильно уступала индийской, не радовала скудная палитра цветов, да и качество было значительно хуже.

Но, со временем, фабрики развивались все больше и шире, «огурец» с Востока становился все популярнее и распространился в массы, что лишило его первоначальной ценности и уникальности аутентичных мотивов. К концу XIX века Пейсли и вовсе утратил актуальность, впав в период длительного забвения.

Вспомнили о его существовании лишь спустя столетие, причем произошло это благодаря знаменитой группе The Beatles, внезапно «турецкие огурцы» становятся символом движения хиппи. После этого о необычном рисунке снова забывают, и очередное перерождение знаменитого «восточного огурца» приходится на середину 2000-х и продолжается до сих пор.

Значение

Но почему же все-таки «турецкий», да ещё и «огурец»? В основном, это русское название, ведь мотивы таких узоров частенько встречаются на тканях русских барышень, начиная с 18-го века. Ярким примером являются павловские платки и шали, ивановский ситец с его набивным орнаментом, платья и чехлы на мебель и так далее.

А название получилось просто: «огурец», поскольку форма узора сильно напоминает данный овощ, ну, а «турецкий», потому что рисунок пришел к нам с Востока, а на Руси в то время, с ним, больше всего, ассоциировалась Турция.

Как мы уже говорили, в каждой стране этот рисунок получил свое название и загадочную трактовку. Например, в Индии каплевидная форма узора олицетворяется с символом бога Ганеши, манго, либо же с пальмовым листом. По мнению индийцев, это символ жизни, движения вперед, энергии и силы природы, наверное, не зря именно с помощью «огурцов» украшают традиционный наряд индийской невесты.

Для всех арабских стран узор имеет одно название – «слеза Аллаха», а вот название «персидский кипарис» символизирует лист кипарисового дерева, который, в свою очередь, говорит о вечности и жизни. В Турции «восточные огурцы» именуют «бобами», а в Азербайджане – Бута. По сути, «бута» в переводе означает «пламя» или «огонь», который в древнейшей религии мира, зороастризме, опять-таки, символизирует жизнь.

Пейсли сегодня

В наши дни мотивы огурца с Востока широко используется не только в одежде, платках и шалях, но и в дизайне интерьера, с его помощью украшают постельное белье и чехлы на мебель, обычно посредством вышивки или цветной печати.

Очень интересно турецкие огурцы смотрятся на элементах декора, вязаных крючком или спицами, вышитых нитками или бисером, расписных или даже кованых. Элементы такого орнамента можно встретить на посуде, различных аксессуарах, обоях, плитке, женских сумках и даже в предметах ювелирного искусства!

Современные девушки с большим удовольствием носят украшения в виде колье, сережек или подвесок, которые повторяют знаменитую форму «Турецкого боба». Кроме этого, огуречные мотивы встречаются даже в ландшафтном дизайне, маникюрном искусстве, кулинарии и любых других отраслях человеческой жизнедеятельности.

Сегодня проявления огуречного узора самые удивительные и разнообразные: элементы могут быть крупные и мелкие, утонченные и, напротив, нарочито грубые, размытые и четкие, украшенные множеством дополнительных завитушек и узоров, монотонные или выполненные в насыщенной цветовой гамме.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook