Как играть с ребенком с удовольствием. Первый год жизни начинаем играть с ребенком для его развития Возраст с трех до четырёх лет: время ролевых игр

Следует начать с того, то детские психологи выделяют несколько этапов развития игровой деятельности у малышей. Первый этап продолжается до 2,5-3 лет. Второй этап - до 5 лет. Третий этап - до 6 лет. В какие игры можно играть с ребенком, исходя из его возраста и развития игрового интереса? Какие нюансы стоит учитывать родителям? Об этом читаем далее.


Ладушки

Хорошо, когда до года уделяют достаточное внимание потешкам по несколько раз в день, потому что это первая игра ребенка.

Оживление игрушек

В районе 10 месяцев появляются куклы, машинки, мягкие игрушки. Ребенку надо показать, как можно играть с игрушкой. При этом важно все делать эмоционально, чтобы ребенок почувствовал ваше отношение к игрушке. Мы с игрушкой проделываем те же действия, что и с ребенком, происходит оживление игрушек (с ними происходят те же действия, как если бы они были живыми). Потом даем ребенку поиграть с игрушкой также.

Предмета нет, но это не мешает

Когда ребенок уже научился играть с куклой (укладывает спать, катает, купает), можно перейти к другому игровому действию. Мы начинаем использовать предмет, которого нет.

Например, кормим куклу и набираем из пустой миски, как будто бы кашу, и протягиваем игрушке. Самой каши нет, но мы подразумеваем, что она есть.

Начинать такие игры можно в 1 год ­- 1 год 3 месяца. Сначала ребенок, возможно, не поймет, он начнет сам пробовать пустую ложку, а не кормить куклу, но в дальнейшем он поймет и начнет кормить игрушку. Дальше можно усложнять действия (перемешивать кашу, дуть на нее). И ребенок поймет, что предмета нет, но это не мешает играть.

Следующий этап, когда ребенок начинает понимать замещение реальных предметов.

Можно взять кубик и представить, что это кружка. Мы поим куклу, сами пьем из кубика, предлагаем ребенку попить из кубика. Ребенок потихоньку начинает понимать, что любой предмет можно заменить.

Когда вы провели с ребенком простое игровое действие с замещением реального предмета, предложите ребенку постирать у игрушек одежду, но для этого нужен тазик. Если ребенок не понял, что предмет можно заменить, то он побежит за настоящим тазиком, если же он понял, он оглядится вокруг и найдет какой-­нибудь предмет, похожий на тазик. Ребенок уже начинает игру, где вместо настоящего тазика используется другой предмет, и как будто бы есть вода, хотя на самом деле нет.

После этого очень сильно расширяется спектр игр, потому что любое действие можно как-­то заменить. Единственное, на первых этапах сам ребенок не будет придумывать какие-­то новые игровые действия, новых предметов, а будет играть в то, чему его научили. Но не стоит в одной игре сразу много чего замещать, это очень сложно для ребенка (лучше замещать один, два предмета за один раз).

Когда вы решили что­-то заменить в игре, обязательно скажите ребенку об этом (кубик будет кружкой, палочка - ложкой и т.п.), чтобы ребенок принял этот игровой прием.

Без подробностей

Следующий этап. Ребенку становятся важны не просто сами действия (напоить куклу, раньше для ребенка было ­- наливаем водичку, подносим ко рту игрушки, переворачиваем, ставим назад кружку, т.е. действие производилось, как можно более точно, с подробностями), а больше интересен сюжет . Наступает момент, когда ему хочется сделать как можно больше сюжетных линий, каких­-то сюжетных моментов, нежели именно действия с подробностями. Ребенок переключается на сюжет и готов к тому, чтобы этот сюжет усложнялся и продолжался дальше.

Все эти этапы ребенок вряд ли сможет освоить самостоятельно, поэтому сначала необходимо ребенку показать, а потом стимулировать. Показываете ребенку, как играть, а потом отходите в сторонку на какое-­то время и наблюдаете, как ребенок играет сам. Затем опять подключаетесь и показываете, что можно придумать еще, чтобы продолжить играть. Таким образом, ребенок будет самостоятельно учиться играть в сюжетно­-ролевую игру, кроме того, он будет самостоятельно осваивать игровое поведение, которое вы ему показали.

Где брать сюжеты

Очень хорошо работают самые простые детские стихи. Вы можете прочитать стихотворение, взять любую игрушку и обыграть сюжет.

  • "Зайка".
  • Берем игрушку, отряхиваем ее, при этом рассказываем ребенку, что кукла промокла под дождем. Предлагаем ребенку вытереть игрушку полотенцем, напоить чаем, уложить спать. Получается новое действие, позаботится о том, кто промок в дождь.

  • "Слон".
  • Укладываем несколько игрушек спать, и только одна игрушка не будет хотеть спать, будет капризничать.

  • "Бычок".
  • Вы строите дорожку, по которой идет бычок. Можно рассказать, куда идет бычок. Обыграть, как он шел по мостику и упал.

    Придумывание нового игрового действия

    Вы показываете ребенку новое игровое действие, например, как вы катаете куклу. Оставляете ребенка на 5 минут, и он будет делать то же самое. Ничего своего он, скорее всего, придумывать не будет. Но наступает определенный момент, и ребенок начинает придумывать сам какое-­то игровое действие, добавляет подробность в игру, старается, как­-то ее разнообразить.

    Ребенок берет на себя какую-­то роль

    С 2-2,5 лет дети готовы брать на себя какую-­то роль. В раннем возрасте это тоже возможно, но когда вы сами предлагаете в кого-­то превратиться, а ребенок соглашается, и вы играете. Но, скорее всего, сам он этого не придумает. И если он и выполняет какую-­то роль, то делает это еще не осознано. Бывает так, что ребенок сам предлагает роль, но не знает, что с этой ролью делать. В этой ситуации стоит включиться с ребенком в игру и подсказать ему, что можно сделать в этой роли, предложив как можно больше разнообразных действий.

    Ролевая речь и игра со сверстниками

    Ролевая речь - это когда ребенок может обозначить себя. Часто, когда дети начинают играть со сверстниками, бывает так, что один хочет играть в одно, другой в другое. Бывает, что начиная играть, дети не знают ничего про роль того, с кем они играют, поэтому они не могут еще договориться о том, кто они в игре, и не знают, как это делать.

    Если ребенок не играет со сверстниками, то можно начинать учить его вместе со взрослым. Взрослый может брать на себя какую-то роль, обязательно ее обозначая. Помогать ребенку обозначить его роль и договориться, как будет происходить игра.

    Ролевую речь можно развивать даже не манипулируя ни с какими предметами, играя только словами.

    Свободное игровое поведение

    Свободное игровое поведение появляется к 4­-4,5 годам. Ребенок уже может говорить за другие предметы, например, за куклу. Ребенок уже может придумать себе роль, может придумать, как развертывать некоторую последовательность действий в этой роли, может принять другого человека в свою игру и взаимодействовать с ним, т.е. понять его роль.

    И задачи родителей на этом этапе:

  • Расширять диапазон ролей. ​ Вводить дополнительные роли (например, ребенок - капитан, дополнительные роли пираты, матросы) или вводить такую же роль (командир корабля может встретить другой корабль, где тоже есть капитан). Можно менять роли, сначала вы говорите ребенку, что вы матрос, а затем как будто капитан. Очень хорошо помогает оборудование игрового пространства, но оно не должно занимать много времени и быть дольше, чем сама игра и тем более быть важнее самой игры. Это уже будет не сюжетно-­ролевая игра, а творческая. Важно просто воссоздать основные атрибуты.
  • Расширять действия в роли ​ -­ придумывать новые действия для роли.
  • После пяти лет наступает 3 этапа

    1. Смена ролей .
    2. Легче всего обучение идет на сказках, когда у героев сказок нет сильно подробных действий. (Например, сначала ребенок Красная Шапочка, а вы волк, через минуту вы бабушка, а ребенок волк и т.д.) Вот так не растягивая саму роль, а быстро ее сменяя, ребенок начинает учиться менять роль в зависимости от того, что происходит.

    3. Соединение ролей .
    4. Важно показать ребенку, как можно соединить 2 разные роли в игре (например, одна сказочная, а другая реальная). Через определенное время ребенок сам начнет придумывать, как соединить какие-­то роли, особенно если они достаточно сильно отличаются. Это уже творческая работа, и показывает, что ребенок уже на достаточно высокой ступени игровой деятельности.

    5. Фантазирование .
    6. Иногда бывает, что ребенок освоил все предыдущие этапы игровой деятельности, но все равно сюжеты игр не очень богатые. То же самое можно наблюдать и в творчестве, и в придумывании сказок.

      Здесь поможет схема придумывания сказок . Любая сказка строится из нескольких смысловых блоков:

      Фиксация первоначальной недостачи, т.е чего-то не хватает (например, царю не хватает жар-­птицы и он посылает Ивана, чтобы он ее достал).

      Встреча героя с дарителем волшебного средства (герой начинает искать недостающий элемент и встречает какого-­то волшебника).

      Получение героем волшебного средства этого дарителя, которое впоследствии ему поможет (ковер-­самолет, клубок ниток и т.д.)

      Встреча героя с противником.

      Основное испытание, борьба с противником.

      Победа героя получение им искомого объекта.

      Возвращение героя и получение награды.

    Важно не самим придумать для ребенка сказку, а начать придумывать, остановиться в какой­-нибудь момент. Дальше очередь ребенка, он предлагает, что-­то свое. Не все дети сразу включаются, в этом случае вы продолжаете рассказывать. В какой­-то момент ребенок тоже начнет придумывать. Важно напомнить, что вы придумываете вместе, а не он один. Ребенок может взять всю инициативу в свои руки, а надо, чтобы он учился слышать и другого человека.

    После того как вы придумали сказку, вы переносите все на действие и начинаете новую игру.

    Ответы на вопросы

  • У ребенка плохое поведение за столом.
  • Он берет стакан с водой, выливает воду в тарелку с супом и начинает бултыхать в ней руками. С одной стороны, ребенок занят исследовательской деятельностью, с другой стороны, это происходит за столом во время приема пищи. В этой ситуации лучше посадить ребенка на пол дать ему кастрюлю с картошкой и стакан воды, но не сам суп, и пусть ребенок с этим играет и удовлетворяет все свои исследовательские потребности. Но за столом есть четкие границы, за столом мы этого не делаем. Если этого не объяснить ребенку в раннем возрасте, то в 3-­4 года он может просто начать бросать тарелки на пол, переворачивать тарелку с едой, может полезть в чужую тарелку и т.п.

    Развитие же может идти и параллельно с умением нормально вести себя в коллективе. Если человек умный, развитый, творческий, умеет экспериментировать, у него нестандартное мышлением, это необязательно должен быть свинья, который не может вести себя за столом.

    Другой пример, ребенок специально бросает еду . В этой ситуации сначала говорим ему, что так делать нельзя, если же ребенок повторно бросает, то заканчиваем прием пищи. Существуют определенные правила поведения за столом, которые ребенку необходимо объяснять, а иногда даже по несколько раз.

  • Лучше всего получается играть по сюжету, но это не свободная игра. Это продуманная игра с крайне небольшой импровизацией, т.е. фактически только развивающие занятия. Как с этим быть?
  • Надо задавать игре, какой-то сюжет и в какой-то момент самоустранятся. Показать ребенку главные этапы, понять, умеет ли он замещать предметы, умеет ли он обустраивать игровое пространство, умеет ли он договариваться со сверстниками. Понаблюдать за всем этим, если что-­то не получается, то поработать над этим, обыграть. И в дальнейшем пытаться задавать общую канву, а дальше заниматься своим делом и смотреть, пошло или нет, если понадобится включиться в какой­-то момент. Ничего плохого нет, если вы тоже будете долго играть вместе с ребенком, но важно, чтобы не вы играли за ребенка, не ребенок за вами наблюдал, как вы играете, т.к. у ребенка в этой ситуации будет мало самостоятельной игры, а значит, и медленное развитие этой игровой деятельности.

  • Ребенок в 3,5 года не выговаривает определенные звуки, стоит ли идти к логопеду?
  • В этом случае идти к логопеду необязательно. Но если у ребенка в этом возрасте проблемы с речью, он говорит только словами, не говорит предложениями, то здесь уже надо что-­то делать. Если же речь понятная, ребенок составляет предложения, составляет вопросы, отвечает на них, полностью все понимает, то со звуками можно начать работать уже после 4 лет, ближе к пяти. Буквы "Р", "Л" после 5 лет.

  • Нет определенных игр, надо готовить и выбирать.
  • Если вы, например, просто напишите, что вы с ребенком будете заниматься речью, при этом не продумаете, как именно вы будете этим заниматься, то речью вы, скорее всего, заниматься не будете.

  • Гуляем исключительно в слинге, изредка остается с папой на пару часов, еще реже с тетей .
  • Где-­то около года есть момент, когда ребенку хорошо бы налаживать отношения не только с мамой, а уже начинать понимать, что другие взрослые тоже есть, и как-­то учиться с ними взаимодействовать. Это не значит, что ребенка надо отдать няне, а маме уйти на работу, но хорошо бы отлучаться, где то раз в неделю на какой-­то период (начать можно с часа). Перед тем как уйти, обязательно попрощайтесь с ребенком.

  • К сожалению, не получается настроить игру для двоих детей. Если мы начинаем играть втроем, у нас возникают разногласия .
  • Первый вариант, мама сама решает как и с кем она будет играть, но не дети (сначала я играю с одним в эту игру, а потом я играю с другим). Второй вариант, мама предлагает детям договориться: либо мы играем вместе и обсудить, как мы будем играть, либо вы договариваетесь, с кем из вас я буду играть сначала, а с кем потом. Пока дети договариваются, вы занимаетесь своими делами.

  • Как заниматься с двумя детьми?
  • Это не всегда возможно. Одновременно хорошо получается сюжетно­-ролевая игра, когда у одного и другого есть своя роль. Мама может помочь объединить эти роли, выполнить соединение ролей и даже взять на себя какую-­то роль.

    Творчество тоже может проходить вместе. Для этого берем большой лист бумаги, стелем его на пол, раскладываем краски. При этом каждый сидит в своем углу и что­-то рисует в силу своих возможностей. Какие-­то интеллектуальные занятия разделить так, чтоб было интересно и одному, и другому в один и тот же момент времени не всегда возможно, поэтому лучше не стоит пытаться свести их во что-­то одно.

  • Играет в ролевые игры, больше 2-­х лет играл только в посудку.
  • Надо помочь ребенку разнообразить игру. Добавить дополнительные роли, дополнительные ролевые действия. Параллельно ввести такой же персонаж, показать, что он может делать. Обустроить игровое пространство, и ролевая игра, скорее всего, начнет развиваться.

  • Ничего не интересно, играет на телефоне.
  • Чему-­то обучать можно с помощью каких­-то любимых персонажей. Например, супермен должен все уметь. Ребенок не хочет делать зарядку, но супермен же должен быть физически развитым, он должен уметь подтягиваться. Супермен должен уметь читать, обыграйте, что с ним случится, если он читать не сможет. И так можно обыграть любые навыки.

  • Сюжеты зависят от читаемой книги, прослушиваемого в этот период диска или любимого в этот период мультика. Сюжеты меняются, но вот с прогрессом в навыках, особенно в рисовании, лепке у нас не очень.
  • Сюжеты меняются просто, т.е. ребенок условно сначала был суперменом, а потом стал бэтменом, а все остальное осталось тем же. Либо меняется именно сложность сюжета. Попробуйте оценить игру с точки зрения этапов развития игровой деятельности (см. выше в статье), т.е. начинают ли появляться усложнения (соединение ролей, добавление параллельных ролей), может ли ребенок связать много последовательных действий в сюжете. Все это должно постепенно появляться.

    Насчет навыков: Если ребенок любит рисовать, то даже если он неправильно держит кисточку, не стоит из-­за этого расстраиваться, потому что рано или поздно произойдет скачок в развитии, и ребенок выйдет на новый уровень. Другое дело, когда ребенок совсем не хочет рисовать. Здесь можно подумать об организации пространства, о фантазировании, о том, как придумать что-­то новое с ребенком. Попробовать внести новые сюжеты не только в игры, но и в творчество.

  • Как определить в каком возрасте в среднем должны быть сформированы те или иные навыки?
  • Нельзя точно разделить список навыков по возрастам, что конкретно должен уметь делать ребенок в определенном возрасте. С одной стороны, знание возрастных норм это хорошо, с другой стороны, нужно обращать внимание на . Ошибка в том, что родители начинают резко обучать навыкам, которые в среднем должен делать ребенок в этом возрасте, но на самом деле этот навык еще не находится в зоне его ближайшего развития. Развивать эти навыки, конечно, надо, но постепенно, а не скачками.

  • Ребенок очень обижается, когда что-­то происходит не по его задумке.
  • Бывают высокочувствительные дети и внутренне, и внешне, эта некая особенность темперамента. Свои эмоции надо выражать, и это нормально, чувствовать злость, печаль и т.д., но их надо уметь выражать. Договоритесь с ребенком о том, как он будет выражать свои эмоции. Например, можно побить или бросить подушку, можно лечь на пол, либо договоритесь, что раскидывать свои вещи можно, но потом через время ему же надо будет их собрать. Но нельзя в порыве эмоций бить другого человека или себя, надо объяснить ребенку, что так не выражают свою обиду, и предложить другой способ, как выразить свои негативные эмоции.

  • Момент ревности к младшему ребенку. Старший ребенок не разрешает кормить младшего.
  • Необходимо четко обозначить ребенку, что младший брат, сестра ­- это ваш ребенок и вы решаете, как с ним взаимодействовать. Это не общее достояние вашей семьи, это конкретно ваш ребенок и вы решаете, когда его кормить. То же самое, если старший ребенок пытается досадить младшему. Объясните старшему ребенку, что младший ребенок ваш, и вы не разрешаете своего ребенка так трогать никому и ему тоже.

  • Как научить ребенка спокойно реагировать на неудачи при начале дела, когда не сразу новое действие получается?
  • Ребенка надо принять, сказать ему, что действительно не приятно, когда что-­то не получается. Показать, как можно выразить свою печаль (например, полежать спокойно). А когда ребенок успокоится:

    а) вспомните с ним, какие-­то другие его дела, которые раньше не получались, а теперь получаются;

    б) расскажите свои примеры, что у вас не получалось уже во взрослой жизни, а теперь получается. Вспомнить истории из своего детства.

    Если у человека будет постоянно звучать мысль, что у него не получалось, а потом получилось, то ребенок, скорей всего, не бросит начатое дело, а будет доводить его до конца. Если же этого не было, то ребенок может легко бросить начатое дело, если плюс ко всему у него еще не было опыта преодоления каких­-то трудностей.

  • Насколько продуктивны игры между двумя детьми очень активного характера, типа баловства, без особого сюжета?
  • Скорее всего, во время этих игр во-­первых, происходит эмоциональный выход, всплеск. Во-­вторых, идет радость общения с братом или с сестрой. Поэтому такие игры нельзя полностью исключать, другое дело, если они переходят уже в дурной характер, когда дети уже не могут выйти из этого состояния, в этом случае их лучше переключить на что-­то спокойное.

    Игра – это серьезное дело способствующая успешному развитию органов чувств у ребенка.
    Здравствуйте, дорогие мамочки!
    Вот вы и ваш малыш уже пришли в себя после родов. Ухаживать за маленьким крохой, кормить его, вроде бы научились. А как играть с ребенком? Это бывает непросто даже для мам уже имеющих детей, что тогда говорить о тех, кто впервые стал мамой.
    “По-женски” постарается вам помочь.
    Первый год первые игрушки Мир глазами новорожденного пестр и ярок
    Для младенцев в современном мире каких только нет игрушек! И все такие яркие, красивые, забавные!

    Играя с ребенком, как вы, наверное уже заметили, привлекает все яркое! Крохам нравятся игрушки красного, оранжевого, ярко желтого цвета. Однако они еще не могут долго смотреть на предмет, глазки через некоторое время начинают мутнеть и взгляд блуждает.
    Ребенок еще не может отчетливо различать предметы. Не надо ему показывать слонов следить за игрушкой

    Как играя с ребенком научить его сосредотачиваться и различать цвета

    Игрушка на палочке

    Малыша нужно учить умению сосредоточиться. Вы заметили, что днем, при ярком солнышке малютке нравиться следить за игрушками синего, фиолетового или зеленого цвета. А вечером или когда на улице пасмурно, за красным или желтым.
    Малышу еще только предстоит научиться различать цвета, а потом у него и любимые появятся.
    Положите кроху на спинку, а рядом, на расстояние 60-70 см от его глазок поместите игрушку. Самый идеальный вариант будет прикрепить игрушку на палочку. Как только ребенок увидит и зафиксирует свой взгляд на игрушке, вы постепенно начинайте двигать ею: вверх, вниз, вправо, влево. Двигайте игрушкой на расстоянии 20-30 см от личика. На 5-6 день малыш уже научится следить за игрушкой, при условии, что вы регулярно будете с ним играть.

    Изучаем цвет и звуки

    Когда играете с ребенком, стараетесь привлечь его внимание, а он не как не хочет следить за игрушкой. Что делать? Что предпринять?
    Главное терпение! Попробуйте привлечь внимание малыша звуком. К примеру, колокольчиком! Возьмите в руки колокольчик, и не показывая лица на вытянутой руке, позвоните колокольчиком. Ребенок начнет искать глазами.. Вот видите! Вот так кроха и научится следить за предметом, издающим звук. И он будет сразу же искать глазками игрушку, как только услышит знакомую трель.
    Но есть одна “заковыка”. Ребеночек быстро привыкает к одному и тому же звуку, и теряет интерес. Придётся вам менять “ассортимент”! Для этой цели есть масса музыкальных игрушек.
    Наблюдая за ребенком, вы замечаете, что он, широко раскрывая глазки, тянется к новым игрушкам. Прекрасно! Обратите внимание, какого цвета игрушки больше внимания привлекают у крохи? При виде каких игрушек он начинает активно двигать ручками и ножками?

    Общение в движении

    Эмоционально-личностное общение с ребенком происходит до трех месяцев.
    Многие педиатры, да и не только рекомендую постоянное общение с ребенком, когда делаете массаж малышу, во время кормления, во время водных процедур, читайте так же как , всегда разговаривайте с ним и конечно же, играйте!
    Когда ребенок играет, он двигает ручками и ножками. А это естественным образом помогает его общему развитию.

    Помогаем ребенку разжать пальчики

    Подвешайте над кроваткой игрушку, так чтобы малыш ручками мог до нее дотянуться.
    Примерно до двух месяцев пальчики малыша сжаты в кулачки. Насильно их не надо разжимать. Чтобы помочь малышу разжать пальчики поиграйте с ним.

    • Поглаживайте тыльные стороны детских ладошек. Кулачки рефлекторно разожмутся и выпустят пальчики. Вы в этот момент можете положить ему в ручку игрушку. Можете сказать при этом: “Какая красивая игрушка! А как звенит! Вот так, мой славный!” Пройдет немного времени и кроха сам возьмет в свои ручки погремушку.
    • Возьмите малыша за ручку и удерживайте ее, второй рукой мягко проводите по ладони снизу вверх, как будто бы гладите котенка, при этом, пытаясь раскрыть все пальчики крохи. Вы должны быть терпеливы и очень осторожны.
    • Ладошка малыша раскрылась, пошлепайте ей, поиграйте в ладушки. Это поможет активировать двигательные ощущения ребенка.

    Ребенок научился держать головку. Прекрасно! Положите малыша на животик, поставьте перед ним большую яркую игрушку: кошечку, собачку, енота, слоника…

    Малыш сосредоточил внимание на игрушке к примеру, собачке. Переместите игрушку со словами: “Ой! Собачка от нас убежала! Где же она?” Ребенок ищет глазами собачку, затем поворачивает головку, а затем и туловище разворачивает.
    Поставьте собачку так, чтобы ребенок мог до нее дотянуться ручками. Позовите: ” Иди, иди сюда, солнышко!” Малыш попытается взять в ручки игрушку. А вы слегка потяните за игрушку, тем самым вызовете у крохи мышечное усилие. При этом разговаривайте с ребенком.

    Перед началом игры, помассируйте ручки ребенка. , поможет лучше работать пальчиками, а также удерживать игрушку.

    Подвесные игрушки для ребенка

    Ребенок растет, развивается, круг его умений расширяется. Малыш уже ручками сам дотягивается до игрушек. Теперь ему можно игрушки-гирлянды подвесить в два уровня. Одну гирлянду с погремушками можно прикрепить на высоте 60-70 см от груди ребенка, а вторую на расстоянии 10 см от животика. Малыш видит верхнюю гирлянду, тянется к ней, но задевает нижнюю. Сначала он не понимает: где и что звенит. Затем вновь тянется к погремушкам, задевает их, звук повторяется. ребенок понимает, что все движется и гремит в результате его движений, и он уже осознанно и целенаправленно тянется к игрушкам.

    Счастье – это понимание

    При любом взаимодействии с вами, и чаще всего в процессе игр, у малыша появляется потребность разговаривать. И небеда, что пока это лишь отдельные звуки!
    Малыш бодрствует, разговаривайте с ним, пойте песни. Ребенок прислушивается к вашему голосу, следит за выражением вашего лица и успокаивается. Это так здорово! Он готов говорить с вами. Он, копируя интонацию вашего голоса, издает свои звуки: “Гы… кхы… ыыы.. а-а-а”. Ребенок активно двигает ножками, ручками. Всем своим видом он приглашает вас к общению. Малыш радуется, когда вы наклоняетесь над ним и произносите нежные слова. И он просто сияет от счастья: его любят, его понимают. С каждым днем движения ребенка становятся более активными и скоординированными. Малыш учится захватывать предметы, согласовывать движения глаз и рук. Он растет!

    Разные формы игр с ребенком


    Какой бы предмет не находился у вас в руках, у малыша он вызывает интерес.
    О любом новом предмете рассказывайте ребенку: “Посмотри, солнышко, какая красивая кошечка! Или, смотри – коробочка, и в ней что-то лежит! Давай посмотрим!”

    Все предметы, которые открываются, у ребенка вызывают восторг. Их же, можно открывать и закрывать!
    Когда малыш подрастет, можно вместе с ним строить, используя конструктор дома, башни, гаражи. Научившись ползать, малыш будет брать все предметы, которые ему попадутся на пути.

    Полезны игры, когда ребенок “отзеркаливает” ваши движения. Вы жмуритесь, он тоже, высовываете язык – он повторяет! Это здорово! Это прекрасно! Игры подобные очень полезны.

    До года вы должны обучить ребенка цветоразличению. Если вы будете постоянно называть цвета, то малыш их запомнит.
    Гуляя по улице вы можете говорить: “Посмотри какое небо голубое! А травка – зеленая!” Играя с ребенком можно тоже просить подать “красный кубик” или “серую мышку”. Одевая ребенка можно озвучивать цвет одежды: “Синие брючки”, “зеленая кофточка”, “красная шапочка”…

    У малыша, как и у взрослого, могут быть свои цветовые предпочтения. Подавая две игрушки разного цвета, он выберет любимый цвет.
    Каждое ваше словестное обращение к ребенку, должно пробуждать малыша на ответные действия. “Кушать будем?”, “Гулять пойдем?” Повторяйте это постоянно и ребенок будет выполнять ваши действия.
    Ваша речь с ребенком должна быть правильной и служить эталоном для ребенка. Он же рано или поздно заговорит, подражая вам.
    Желаем Вам успехов в развитии!

    Посмотрите еще

    Вы скажете полуторагодовалому ребенку «иди на кухню и поешь что-нибудь»? Или двухлетке - «иди, погуляй где-нибудь на улице»? Почему же мы предлагаем малышу «пойти поиграть» самому, ведь игра - это не врожденная способность!

    Давайте разберемся, почему ваш ребенок не играет, а главное - почему у вас не получается с ним играть.

    • Домашний магазин игрушек
    • Родитель - диктатор игры
    • Родитель вне игры
    • Учеба вместо игры
    • Игра через силу

    Первый партнер малыша по играм - это мама. Но все больше молодых родителей ограничиваются «функцией присмотра»: накормить, выгулять, переодеть… Между тем, поиграть с ребенком не менее важно, чем организовать правильное меню. Еще 20-25 лет назад для молодых мам это не было проблемой: детство они проводили в играх - сперва с родителями, потом в детском саду с воспитателями, потом со сверстниками, потом с малышами… Так игра в «дочки-матери» или в «войну» оканчивалась в 12-13 лет, когда вырастали младшие братья и сестры. К моменту появления собственных детей у них был накоплен серьезный опыт организации детских игр, который сегодня, к сожалению, замещен опытом общения с гаджетами.

    «К сожалению», потому что ребенку от рождения до 3 лет по-прежнему нужна «живая» игра с живым партнером. Казалось бы, не велика премудрость, теоретически все мы готовы поиграть в кубики или в куклы. Но почему не играем? Возможно, дело в типичных ошибках?

    Домашний магазин игрушек

    Лучшая игрушка, как известно, - пустая картонная коробка. Именно она, преображенная фантазией ребенка, становится домом, кораблем, самолетом и всеми предметами мебели сразу.

    Однако с возрастом мы в большинстве теряем чудесный дар воображения. Пестрые витрины игрушечных магазинов адресованы нам - взрослым с банковскими картами. Это мы хотим все это блестящее, нарядное, пушистое, лаковое и скупаем в утешение своему «внутреннему ребенку».

    Между тем настоящий «внешний» ребенок оказывается погребен под ворохом игрушек, которые не оставляют места его воображению. Среди них есть те, что слишком сложны для него, например, кукольные домики с мебелью, или технические игрушки, заниматься с которыми можно только одним единственным правильным способом.

    Решение проблемы: чем младше ребенок, тем проще должны быть его игрушки. Пара плюшевых игрушек, кукол, машинок и кубики - это все, что нужно малышу до трех лет. Недостающее он дополнит предметами обихода! Ребенку постарше покупайте только те игрушки, которые заинтересуют его, а не вас. Поверьте, он лучше разбирается в том, какой трансформер сегодня в тренде.

    Родитель - диктатор игры

    Даже годовалый малыш сам прекрасно придумывает себе игры. Ну кому не знакома «развеселая» игра «выброси игрушку из кровати и наблюдай, как мама ее ищет»? Разумеется, никто не учил ребенка этому развлечению, сам додумался!

    Конечно, не нужно бросать ребенка на произвол судьбы, до трех лет ведущая роль в игре остается за взрослым. Но «ведущая» и «подавляющая» - разные вещи. Порой мама или папа жестко руководят игрой, устанавливая строгие правила, задавая цель и требуя результата. Между тем ребенок в игре пластичен: строящийся замок по ходу дела превращается в гараж, кукла - из принцессы в доктора или солдата, и так далее. Игра «строим замок для принцессы» быстро надоест ребенку, а кроме того, привыкнув к руководящей и направляющей роли мамы или папы, он не сможет затем играть самостоятельно!

    Решение проблемы: не задавайте условия игры, задавайте наводящие вопросы! «Это мишка или принц? Это замок или гараж? Это бал или парад?» Импровизируйте в зависимости от ответов ребенка.

    Родитель вне игры

    Обратная ситуация - родитель, который полностью отдает ребенку инициативу, меняется с ним ролями. Порой мамы и папы буквально требуют от малыша развлекать их, причем еще и обижаются, если ему это не удается!

    «Ну, во что мы будем играть? Как не знаешь? Ну, иди, подумай, пока не придумаешь, я буду читать/смотреть телевизор/готовить обед».

    Ребенок понимает, что игра - это большая ответственность, причем в любой неудачной попытке развлечения он же еще и останется виноват! Лучше не играть, а сесть перед телевизором, тем более что маму это не раздражает…

    Решение проблемы: сразу же приходите на помощь ребенку, как только в игре возникает заминка. Помните, что вы - «серый кардинал» совместной игры, и хотя играет ребенок, именно у вас должно быть в уме несколько перспективных идей для развития ситуации.

    Учеба вместо игры

    Порой, не зная как играть с ребенком, родитель предлагает совместное занятие, суть которого ему совершенно ясна. Почитать книжку, выучить цифры или пару иностранных слов. Почему бы не поиграть в шахматы, тем более что вы знаете правила и готовы объяснить их малышу? Или не сделать аппликацию из цветной бумаги?

    В самих этих занятиях нет ничего плохого, кроме одного: родители подменяют ими произвольную игру. Не остается места для развития воображения, для обыгрывания социальных ролей, для проявления инициативы. Ребенок словно перешагивает через несколько ступеней, сразу оказываясь в положении первоклассника.

    Решение проблемы: делу время, потехе час. Строго разграничьте в своем расписании развивающие занятия и игры и следите, чтобы первые не крали время у последних! Час игры в день - значит час, и не отступайте от этого правила.

    Игра через силу

    Возможно, дочитав до этого момента, вы тяжело вздохнете и поплететесь в детскую, уныло причитая: «Ну, доставай свои кубики, будем играть»…

    Не нужно этого делать! Если вы устали, расстроены, заняты, не играйте через силу, ведь, в отличие от приготовления обеда или уборки, игра требует в первую очередь эмоционального участия. Отложите ее на более благоприятное время.

    Другое дело, если вы вообще не умеете получать удовольствия от игры, даже когда у вас есть свободное время, вы бодры, веселы и здоровы.

    Решение проблемы: постарайтесь приучить себя получать радость от игры. Если это у вас никак (ну никак!) не получается, подумайте, кто из домашних может заменить вас на этом поприще. Может, папа малыша - сам большой ребенок, готовый погрузиться в кубиковое строительство хотя бы по выходным? Может, бабушка готова нянчить не только внучку, но и ее куклу? Или озадачить этим няню? Или этим с удовольствием займется старший ребенок, если освободить его от части бытовых обязанностей?

    Игра - первостепенная потребность ребенка, такая же важная, как сон и еда. Не оставляйте эту сторону детской жизни на произвол судьбы!

    Нам, мамам, приходится думать о разном - чем накормить, во что одеть, как уберечь, как научить и так далее. Неудивительно, что вопрос о том, как поиграть с ребенком, порой даже не встает, - не до того. Есть ведь еще и домашние дела, а у кого-то работа. Да и маленькие мы что ли, чтобы часами играть в автосервис или лепить бесконечные баранки для кукольных чаепитий. Скучно!

    Но, оказывается, «часами играть» - совсем не нужно, а вот играть с ребенком хотя бы чуть-чуть, но полноценно и увлеченно - просто необходимо. Необходимо для гармоничного развития личности малыша, для формирования доверительных и наполненных детско-родительских отношений, а также для того, чтобы играющая мама могла в полной мере ощутить радость материнства.

    Сегодня практически каждая мама знает, что игра - естественный для ребенка раннего и дошкольного возраста способ познания мира и взаимодействия с окружающими. Можно сказать, что в каждую минуту своей жизни малыш не играет - он просто так живет. Но на этом «празднике жизни» взрослые «тети» часто чувствуют себя не в своей тарелке. Игра «не идет», все сказанное звучит неестественно, выглядит нелепо, и хочется поскорее убежать к спасительному супу на плите или глажке - только бы придумать для себя повод не участвовать в играх с крохой.

    Причин, по которым маме может быть неинтересно играть с ребенком, множество - от «трудного детства» до нелюбимого мужа. Но не будем заниматься психоанализом, а поговорим о простых приемах, которые могут помочь разыграться каждой маме.

    Игра - это все что угодно

    Прежде всего, нужно отказаться от стереотипных взглядов на игру ребенка и на роль в этой игре мамы. Не стоит пытаться развлекать ребенка в режиме нон-стоп и взваливать на себя обязанность быть всегда готовой предложить интересную игру или увлечь малыша каким-то развивающим занятием.

    Во-первых, у ребенка есть папа, бабушки, дедушки и т.д., которые прекрасно могут играть с ним в самые разные игры. Во-вторых, у малыша есть игрушки и естественная потребность в самостоятельной игре. В-третьих, понимание игры ребенком существенно отличается от вашего. И если для вас это какая-то специально организованная деятельность, имеющая начало и конец, определенный сюжет и правила, то для ребенка игрой будет практически любое совместно проведенное время, будь то чтение книги или приготовление обеда в четыре руки, настольная игра или генеральная уборка.

    Вы не должны и не можете целыми днями играть, сидя на ковре в окружении железных дорог и городов из кубиков. Но вы можете играть с ребенком практически с утра до вечера, включая его в качестве полноправного участника в ваши «взрослые игры» - бытовые дела.

    Стены помогают

    Иногда маме тяжело начинать игры с ребенком из-за неудобной организации пространства. Перенеситесь мысленно в любой детский садик или развивающий центр. Как там организовано пространство для игры? Какие есть игрушки и как они расположены? Удобно и легко играть с ребенком, когда все под рукой, когда, следуя за развитием сюжета игры, вы легко можете включать в игру новых персонажей и предметы без необходимости искать их на антресоли.

    Пространство должно располагать маму и ребенка к игре как в физическом (удобно, доступно, хорошо видно все игрушки), так и в психологическом плане (уютно, спокойно, приятно, радостно).

    Замечали ли вы, как незаметно пролетает время, когда вы чем-то по-настоящему увлечены? Может быть, это был двухчасовой разговор с подругой, воскресный шопинг или приятные «минуты» за просмотром любимого сериала. Время пролетает незаметно, а вы увлекаетесь и включаетесь в процесс в том случае, когда вас ничто не отвлекает.

    Поэтому ключевое правило нескучной игры с ребенком - это отсутствие отвлекающих факторов. Причем важно не только отложить телефон и выключить телевизор, но и «отключить» карусель мыслей в вашей голове, не относящихся к процессу игры. Можно часами «играть» с ребенком, попутно листая френдленту или планируя отпуск, и выйти из игры опустошенной, уставшей и раздраженной, а в качестве «бонуса» получить капризного и требующего повышенного внимания малыша. А можно сделать над собой небольшое усилие и на 15 минут подарить свое время ребенку безраздельно.

    Дело привычки

    Если поначалу полное включение в игру будет даваться тяжело и все равно будет скучно, - это нормально. Когда вы играете в располагающей к этому обстановке и полностью сосредоточены на игре, рано или поздно вы втянетесь в игру и всерьез заинтересуетесь судьбой пострадавшей в игрушечной аварии машины и тем, какой наряд сегодня выберет для прогулки любимая дочкина кукла. Привычка играть - чудесная вещь, которая будет помогать вам и в конкретной игре (например, когда вы начали играть без настроения), и вообще - с каждым днем вам будет все легче придумывать игры и развивать сюжет, увлекать игрой ребенка и увлекаться самой.

    Источник вдохновения

    Даже самым «игрательным» мамам иногда нужно дополнительное вдохновение. Кто-то находит его в книгах, кто-то в творчестве, кто-то в интернете. Каждый способ по-своему хорош. Важно найти такой, который будет вдохновлять именно вас, пробуждать ваши творческие способности и подпитывать желание играть с ребенком. Например, можно найти пару интересных сайтов об играх с детьми или присоединиться к сообществу мам, которые делятся рассказами о своих занятиях с малышами. Самое главное - не застрять на этапе созерцания, а каждый день переходить к созидательной деятельности, то есть к практике игр с собственным ребенком.

    Игры любимые и не очень

    У вашего ребенка есть любимые игры? У вас они тоже могут быть - так же, как и нелюбимые. Иногда такую «нелюбовь» легко исправить простой организацией времени или пространства игры. Например, вы можете не любить играть в сюжетно-ролевые игры в присутствии других взрослых, но прекрасно справляетесь с этой задачей один на один с ребенком. Или не нравится читать по утрам, потому что вы еще толком не проснулись, но охотно делаете это в другое время дня.

    Но есть и такие игры, которые просто вам не нравятся. Не нужно идти против своих предпочтений - скорее всего, скучать во время такой игры будете не только вы, ведь дети тонко чувствуют наше настроение и часто моделируют его. Откажитесь от нелюбимых вами игр и замените их другими, которые вам нравятся. Если же эти игры любимы вашим ребенком, или вы считаете их необходимыми для его развития, организуйте их иначе - например, попросите поиграть в эту игру мужа или пригласите в гости подругу с ребенком.

    Самый простой играть с удовольствием и интересом - перестать сравнивать себя с другими и требовать от себя слишком многого. Вам не нужно пытаться стать самым лучшим партнером по играм для своего ребенка - вы уже им являетесь! Просто позвольте себе отвлечься от ролей мамы, жены, хозяйки и настройтесь на одну волну с ребенком - хотя бы на 15 минут в день. А вдруг понравится?

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook