Какие обычаи на свадьбе? Осиновый кол в могилу колдуна Обычай забивать кол на свадьбе.

«Тишанская средняя общеобразовательная школа

Свадебные обычаи и

традиции села Тишанка

(исследовательская работа)

Руководитель Винограденко Татьяна

Васильевна, учитель истории

ТИШАНКА, 2011.

Введение…………………………………………………..2

I. Подготовка к свадьбе…………………………………..4

1.1 сватовство…………………………………….. 4

1.2 могорыч………………………………………...5

1.3 оглядины……………………………………….5

1.4. девичник………………………………………5

1.5. вечер…………………………………………....6

II. Свадьба………………………………………...6-9

III Заключительные этапы свадьбы……………….9

Заключение………………………………………...10

Используемые источники…………………………11

Введение

Актуальность работы:

Обряд свадьбы появился давно и сохраняется до сих пор. Ведь «играть свадьбу» - значит вводить в жизнь новую семью-институт общества, продолжающую саму его жизнь. Считается, что соблюдение свадебных обычаев и традиций сулит молодоженам счастливую жизнь. И в настоящее время, когда частыми явлениями становятся разводы. Родители и молодожены все чаще обращаются к старинным свадебным традициям, надеясь на долгую счастливую семейную жизнь. Поэтому моя исследовательская работа может иметь и практическую направленность, ее можно использовать при изучении обычаев и традиций села, а также при подготовке к свадьбе.

Цель исследовательской работы: сбор и систематизация свадебных обычаев и традиций села Тишанки и близлежащих хуторов


Методы исследования:

опрос, анализ материалов музея, анализ средств массовой информации , интервьюирование.

Используемые источники:

воспоминания «сторожилов села», материалы СМИ, летопись села Тишанка, краеведческая литература.

I . Подготовка к свадьбе

Свадьба – от слова «свой», «свойский», свой человек». В основе обряда свадьбы – дорога, по которой поезд жениха движется в новую жизнь, дорога превращающая ранее разрозненное в единое. В старые времена свадьбы игрались очень торжественно, потому что люди осознавали брак действительно как таинство, понимая, что этим шагом определяют свою жизнь до смерти и дороги назад не будет. Свадебный ритуал был строго регламентирован. Свадебный ритуал был строго регламентирован, это был целый спектакль со множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя роль.

В основе обряда свадьбы несколько этапов:

Сватовство

Оглядины

Девичник

День свадьбы

Гнать «зузулю»

Забивание кола

1.1 Сватовство

Приходили свататься обычно вечером, шли огородами. Молодые назывались иносказательно «купцом товара», а невеста –«товаром».

При сватании невесты родители жениха приносят хлеб, соль, спиртное. При сватании жениха и невесты спрашивают « согласны они соединить свои сердца». Если согласие было получено, тогда сваты ставили на стол хлеб-соль и спиртное.

Первую рюмку пили сват со сватом, мать с матерью, невеста с женихом. После этого затягивали песню.

1.2 Могорыч

Устраивали обычно через три дня или через неделю после сватовства. Приглашали близких родственников с обеих сторон и подруг невесты. За застольем договаривались о свадьбе.

1.3 Оглядины

«Место смотрели» обычно после сватовства через две недели. Ходили не - веста, ее родители и брат. Осмотрев хозяйство, дом, измерив окна (для пошива занавесок), устраивали застолье.

1.4 Девичник

За день до свадьбы в доме невесты собираются ее подруги и крестная мать каравай месить. На стол ставят блюдо, на блюдо три свечи. Крестная мать перед тем, как ка­равай замесить спрашивала благословения у родителей невесты и подруг. Сначала она обра­щалась с поклоном к отцу: «Благослови, кум наш, каравай замесить». Отец отвечал: «Бог благословил и я благословляю». Затем так же спрашивала мать и девушек.

Когда каравай выпекали, смотрели: если он целый - к долгой и счастливой жизни; с трещиной - жизнь у молодоженов не сладится; перекошенный - жизнь пойдет наперекосяк.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам «делал приданое» или передавал родителям невесты некоторую сумму денег - старинный обычай не позволял брать невесту без приданого.

Традиция предписывала русскому парню из­готовить своими руками все необходимое для того, чтобы его любимая могла готовить себе приданое. И уж конечно, каждый юноша ста­рался превзойти всех остальных своим мас­терством, готовя для девушки такой подарок. Сколько выдумки, изобретательности, тонко­го художественного вкуса вложено в украше­ние каждой прялочки! Так стоит ли удивлять­ся тому, что прялка, живое воплощение юной любви, на протяжении долгих лет украшала собой избу хозяйки, а потом переходила, бе­режно хранимая, по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.


Существовало поверье, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против
этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не походила ничем на могилу.

Вечером в дом невесты приезжали родственники жениха за постелью. Подруги невесты требовали за постель выкуп, вели торг. После окончания торга постель везли в дом жениха. Там развешивали занавески, раскладывали приданое.

1.5. Вечер.

Вечером собирались дружки и дружки жениха и невесты. Только молодежь. Пели, танцевали, угощались.

II . Свадьба

Первый день свадьбы. Утром подруги собирали невесту к венчанию . Они одевали ее в праздничную одежду и усаживали в «святой угол» под иконы. В ожидании жениха девушки пели песни. Матери жениха и невесты не должны быть одеты в платья, так как считалось, что раздельная одежда, например, юбка и кофта отдалять жениха и невесту.

В это время жених, собрав свадебный поезд, ехал за невестой. Перед этим мать обсевает жениха овсом, мелкими деньгами, конфетами. По дороге свадебному поезду могли перегородить дорогу и только за выкуп открывают путь.

Приехав, жених с двумя дружками шел выкупать невесту. Выкупал невесту дружок, платили как деньгами, так и конфетами, шоколадом и спиртным.

Когда невеста куплена, ее приводят к жениху, покрывают. Покрывают две свашки от жениха и невесты платками и кепкой. Приговаривая:

Покрывачка плаче,

Покрывачка плаче,

Покрывачка плаче,

Не так покрываться

Як поцеловаться

Затем было благословление на семейную жизнь.

Отец и мать брали икону, молились и целовали икону и говорили: «Благословляем те­бя, доченька, на новую жизнь». Невеста целовала икону, отца, мать. Икону передавали невесте в новую семью. После благословения невесту выводили из дома.

Специальный человек должен был следить, чтобы никто не прошел между женихом и невестою-это считалось дурной приметой. И еще о некоторых свадебных традициях, сохранив­шихся до наших дней. В старину молодым на свадьбу было принято дарить большую соломенную куклу с животиком (отсюда, видимо, и пошел обычай привязывать пупса к решетке радиатора), которая называлась домашней Мас­леницей. Полнота куклы символизировала грядущий дос­таток и здоровое потомство. Традиция переносить ново­брачную через порог дома, в котором она будет жить с мужем, возникла вот как: в старину считали, что если мо­лодая жена упадет на пороге своего нового дома, это пло­хая примета. Чтобы полностью исключить такое падение, женихи поднимали своих невест и переносили через по­рог дома на руках.

На улице, садясь в повозку, невеста крестилась на четыре сторо­ны. Ехали венчаться жених и невеста в разных повозках. Когда невеста отъезжала, ее подруги пели песни. Затем шел процесс венчания.

После венчания молодые ехали в дом жениха, там их встречали с иконой и хлебом-солью мать и отец жениха. Невесту усаживали в святой угол и начинали повивать. Большая сваха в руках держала блюдо, на котором лежала лепешка хлеба, хмель, жито, конфеты, мелкие деньки, гребешок, масло, две свечи. Светилка (сестра невесты) и дядька (брат невесты) заворачивали свечи за концы дымки и закрывали ею невесту. Большая сваха просила у родителей невесты благо­словения молодую повить.

Затем сваха обращалась к матери невесты. Большая сваха расплетала косу, затем запле­тала две косы, снимала со своей головы платок и одевала его невесте. Молодожены во время застолья не ели. Когда гостям подавали кашу, дружко и под­ружка уводили молодых в другую комнату ужинать. Дружко брал жениха за повязанный у него на руке платок и выводил его из комнаты.

После ужина жениха и невесту снова выводили к гостям. Невеста одаривала родствен­ников жениха подарками, которые она сама сшила к свадьбе. Затем дружко наливал стакан водки , брал каравай и начинал собирать отдарки. За каждый отдарок дружко давал гостю выпить и закусить караваем.

Когда застолье заканчивалось, молодых уводили спать.

Второй день свадьбы - ряженая свадьба. Гости приходили с утра –

снедать – завтракать. В этот день готовили больше горячие блюда: суп, вареники, пельмени, блины.

В этот день по селу ходили ряженые гости, чаще наряжались цыганами и воровали кур, утят, горшки, ведра и все это отдавали молодоженам.

В этот же день происходил процесс катания и купания. Невестка должна искупать свекровь в импровизированной купели и одеть ее. Затем катали крестных, как жениха, так и невесты. Они за это должны были одаривать «коней».

III . Заключительные этапы свадьбы

Следующий день свадьбы, а в старину через неделю, проводился следующий этап свадьбы - в Тишанке и близлежащих хуторах он называется – гнать «зузулю». В этот день жених приезжал в родительский дом невесты. Одним из блюд была яичница. Родители невесты дают курицу, потом эту курицу варят и угощают гостей. Это символизировало начало новой жизни, так как яйцо – символ жизни, роста.

Заключительный этап свадьбы – «забивание кола». В дом жениха приезжали родственники жениха и невесты. Во дворе забивали символический кол, как бы прикрепляющий невесту к этой семье.

Заключение

Свадьба в нашем селе, как социально-бытовой обряд имеет свои особенности, которые ориентированы на южнорусскую свадебную традицию. Одна из особенностей то, что свадьба сопровождается на языке диалекта. Использование русского и украинского языка, а так же обычаев и традиций привело к смешиванию не только языка, но и обрядов.

Так же в свадебной традиции прослеживается двоеверие, элементы, как христианства, так и язычества. Иносказания, ряженая свадьба, забивания кола-все это проявления язычества. Но в церемонии свадьбы существует, благословление, венчание - элементы христианской культуры.

Свадьба как особый обряд породила народный свадебный фольклор: песни, частушки, прибаутки, поздравления.

Используемая литература:

1. Кичигин культура Юга России: Белгородская обл. //

Опыт систематизации этнофольклорного материала.-Белгород, 2000

2. Традиционная культура Белгородского края.-Вып.1 –Сборник научных статей и фольклорных материалов из «Экспедиционных тетрадей» /Ред.-сост. .-Белгород: издание БГЦНТ, 2006

3. Сокол торжества - Харьков «Книжный клуб», 2005


Сватовство . За несколько месяцев до свадьбы родители жениха приезжают к родителям невесты и договариваются о свадьбе. Решается вопрос, где будут проводить мероприятие, сколько гостей будет приглашено, на какую сумму нужно рассчитывать. Женщины решают, какие блюда будут подаваться. Вопрос с нарядами должен решать жених, себе костюм и невесте платье, должен покупать он. В дружеской обстановке выясняются все нюансы столь знаменательного события.

Свадьба . Выкуп невесты. Когда жених приезжает за невестой, у него на пути встают, подружки, свахи, и требуют выкуп. Плату за невесту можно попросить любую, конечно в приделах разумного. Кто-то просит денег, а кто-то бутылку молока. И жениху приходится ехать в магазин, чтобы осуществить выкуп. Если жених выполнил все требования и угодил «вымогателям», то невесту отдают. Затем жениха встречают родители невесты с хлебом солью, выпивают, и отправляются в путь. До загса молодожены должны ехать в разных машинах. Существует такое суеверие, нельзя на свадьбу ни жениху, ни невесте одевать часы.

После росписи , молодожены с гостями обычно ездят кататься к памятным местам города, или за город. Муж и жена теперь ездят в одной машине. Примета гласит, что в этот день ни что не должно стать между молодоженами. Если во время съемки фото или видео, кто-то окажется между супругами, это очень плохо. Старайтесь в этот день, быть все время вместе, держаться за руки, и не отпускать. Даже есликто-нибудь попросится стать между вами во время конкурса или игры, не поддавайтесь.
Встречают супругов родители, с иконой, хлебом и солью. Говорят, кто откусит больший кусок хлеба, тот и будет в доме хозяин. Затем выпивают шампанское, и перебрасывают через себя хрустальные бокалы, нужно чтобы они разбились на мелкие кусочки, сказать «На счастье».

Во время застолья проводятся развлекательные мероприятия (конкурсы, викторины). Второе значительное событие этого дня, после бракосочетания конечно, воровство невесты. Обычно родственники или друзья сговариваются, и выманивают невесту одну, отвлекают жениха. Но на самом деле волноваться нужно дружку, так как это его обязанности, выкупать невесту. Третье значимое событие, похищение туфли, невесты. За это тоже отвечает дружок. Скорей всего ему предстоит выпить из ее обуви. Музыка, песни, танцы, обычно продолжаются до утра.

С новыми силами на второй день . Устраивается шуточное представление или переодевание мужчин в женскую одежду (чаще всего цыган). И для того, чтобы войти, каждый должен выпить «входную». На второй день свадьбы важными персонами являются дружок и дружка. На второй день похищают дружку, и туфель у нее крадут. Только теперь выкуп должен платить жених (молодожен). Таким образом, незамужней подружке невесты, в шуточном варианте пытаются помочь устроить личную жизнь. Продолжается все до глубокой ночи.

До сих пор , в селах существует обычай, сажать родителей жениха и невесты в воз, и искупать в речке. А так же принято, если родители выдают замуж младшую (последнюю) дочь, забивать кол во дворе или около него, чтобы не было разводов и повторных браков у детей. Это делает отец невесты.

Вы никогда не задумывались о точках необратимости в линии судеб своих предков?
Что было бы, если во время Великой Отечественной бомба попала не рядом, а в тот самый дом с прижимающейся к полу девочкой, которая позднее станет Вашей бабушкой? Или если б случай, когда в детстве отца сбил автомобиль, закончился летально?

Слушая истории своих любимых стариков, я много размышляла: сколько раз ниточка могла оборваться, не дойдя до меня? И в такие моменты жизнь казалась мне чудом, сравнимым с хрупким существованием самого человечества.

В этот раз представляю вашему вниманию мистический эпизод из жизненного пути своей прабабушки.

Прабабушка Таня появилась на свет в маленькой чувашской деревушке ещё до октябрьской революции, в 1906 году. К концу 20-х – началу 30-х годов настала пора ей выходить замуж. На молоденькую крепкую девушку положил глаз сын одного из некогда зажиточных крестьян. Его отец, видимо, имел другие планы относительно судьбы дитяти, в которую небогатая невеста с многозначительной фамилией Баринова никак не вписывалась. Да к тому же был прадед уже женат. Но что поделать! Сердцу не прикажешь, а люди тогда не в пример нам были самостоятельнее и бескорыстнее: отпустил отец сына к полюбившейся девушке. Стали молодые обживаться, налаживать быт. Только первая жена не смогла простить столь переменчивой любви и, когда все были на сенокосе, подожгла жилище так не ставшей ей родной семьи… Сгорело всё: и живность, и убранство. Благо не успели к тому времени детей нажить.
Построили молодые себе новый дом. Жизнь складывалась непросто, к тому ещё в первый год разродилась Татьяна первенцем, а за ним недолго ждали и второго. Устала молодая от непрестанных забот. Шла однажды девушка с детьми к мужу на работу и появилась у неё мысль крамольная: оставить детей на хожей дорожке, а самой повеситься недалече. Вот-вот приготовилась, как заголосили малютки не своим голосом. Остановилась – жалко стало.

Только не осталось такое движение сердца без последствий: пришла беда, беспричинно умер первый ребенок. В те времена детская смертность была не редкость, только и второе дитя вслед за старшим поспешило. Третьего, родившегося, берегли как зеницу ока. И вот, было ему уже три года, когда отправилась семья в гости, прихватив сына. Ребенок увлеченно играл рядом с матерью, взрослые вели застольные беседы. Вдруг – исчезло дитя. Обстановка традиционной деревенской избы богатством не отличалась, бросились искать по всем углам. Нашли. Под кроватью, мертвого.

Мать была убита горем. Настало время похорон. Тогда заметили среди родственников-знакомцев милостинника, старичка захожего. Расспросил он Татьяну в чем горе её, да подсказал что делать. По прошествии 40 дней приказал сделать кол осиновый и воткнуть его в могилу последнего сына – тогда ни один ребёнок раньше матери не умрет. Что сказано, то сделано. И действительно, было по сказанному. Все дети благополучно пережили сложные времена, даже моя бабушка, которая родилась в первый день самой значительной для нашей истории войны.

Бабушка, рассказывая историю, заключает мораль такую: случается, по каким-то причинам ребенок рождается нежеланным, а за ним – долгожданный. И судьба (или какая иная высшая сила), чтобы восстановить справедливость, зачастую забирает именно любимца. (Благо сейчас средства контрацепции от минимальных до радикальных находятся в наших руках, но истории случаются разные).

Хотелось мне знать бы, кто этот мистический старичок, что почти сквозь столетие позволил появиться мне, чтобы написать сейчас эти строки. И сколько людей, подобных ему, которые, сами не зная того, бережно помогли донести хрупкость наших жизней до сегодняшнего дня.

Повсеместно распространена в Азии и Европе. С ней связано много мифов и легенд. Листья ее имеют тонкий черенок, поэтому начинают колебаться от лёгкого дуновения ветерка. Осина отличается быстрым ростом и небольшой толщиной ствола.

Проклятое дерево

Считается, что осина способна отгонять злых духов. А существующая легенда о проклятии только добавляет осине мистики и подогревает интерес. Принято считать, что крест, на котором распяли Иисуса, был сделан именно из осины, и на этом же дереве впоследствии покончил с собой раскаявшийся Иуда. Разгневанный господь проклял осину, поэтому и дрожит она от страха. Её с давних времён не используют в возведении домов, полагая, что семья будет дрожать от нищеты и напастей.

Энергетика

С давних времён у людей существовала вера в особую, волшебную силу, которой обладают растения. Деревом, наделённым мощной энергетикой и способным защитить от всего плохого, считалась осина. Признавая ее особенность и силу, люди с осторожностью относились к ее свойствам. Верили, что, если заснуть в ее тени, то она способна вытянуть энергию. И тогда головная боль, апатия и усталость навалятся на человека.

Не стоило прятаться во время грозы под осиной. Считалось, что это дерево давно облюбовали черти и молния всегда старается в них попасть. Для защиты дома от лихих людей и от нечистой силы возле дома высаживались осинки.

Осина как защита от нечистой силы

До прихода христианства славяне верили в спасительную силу этого дерева, и в языческие празднества, особенно в ночь Ивана Купалы, осиновыми ветками старались оградить от колдунов свою скотину. Для этого веточки втыкали в стены построек, где содержалась скотина.

В суевериях и преданиях многих народов осину считали действенным и эффективным средством в борьбе против колдовства и действия потусторонней силы. На костре из осиновых поленьев сжигались умершая колдунья или ведьмак. В момент агонии колдуна, чтоб облегчить выход души, в доме вбивался осиновый колышек.

Но наиболее эффективным способом предотвратить деятельность пособников нечистых сил после смерти был обычай вколачивания в грудь кола из осины. Но почему именно благодаря такому способу удавалось успокоить вампиров и прочую нежить?

  • Это дерево умеет поглощать энергию. В том числе и отрицательную, которую она перенаправляет в иное состояние, в воду или землю.
  • У осины прочная древесина. Изготовленный из неё кол не сломается в нужный момент.

Осиновые колья всегда изготавливаются из Перед тем как приступить к изготовлению кола, необходимо прочитать молитву. Орудие для борьбы с нечистым должно быть небольшим, с остро заточенным одним концом. Фиксированного размера и стандарта у этого орудия не существует. Длина и толщина зависят от цели использования. Если поставлена цель только воткнуть заостренную жердину в грудь, тогда достаточно небольшого колышка. Когда требуется пробивать гроб и тело, то здесь необходима длина около метра. Диаметр зависит от размеров ветки или из которого будет изготовлен кол от нечистой силы. Стоит учитывать, что тонкий кол может переломиться, а с увесистым будет тяжело управляться.

Осиновые колья. Тонкости изготовления

Осиновый кол (фото - выше) требует особых методов изготовления. Обрабатывая свежесрезанную ветку, в основном не принято зачищать её от коры. Это рационально предусмотрели наши далекие предки: так как кол вбивается только один раз, будет хорошо, если он начнёт прорастать, чтобы уже точно пронзённый острием колдун или вампир не смог выбраться наружу.

Вырезая осиновый кол, как сделать его острым? Сохранилось поверье, что приспособление выстругивается топором, и для придания острия на конце ветки достаточно трёх ударов. При этом обязательно необходимо соблюдение определённого ритуала. С первым ударом говорится: «Во имя отца», при втором - «и Сына» и с третьим - «и Святого Духа, аминь».

В верхней части кола наматывается верёвка. Она играет роль рукоятки. В момент использования орудия она находится под ладонью и страхует на случай соскальзывания руки. Кроме этой практической функции, верёвка служит ещё и оберегом. Наматывая её, как бы создают магический круг. На кол не принято наносить никаких надписей или символов. Хотя считается, что вырезанный крест не помешает и может даже помочь.

Осиновые колышки необходимо поместить в воду, и желательно, чтобы она была предварительно освящена. Далее нужно обязательно прочитать молитву «Отче наш» несколько раз. Затем колья связываются в форме креста и прибиваются над дверьми дома.

Осиновый кол как оберег

Кол считается мощным оберегом, наделённым силой, благодаря которой можно уравновесить энергетику дома. Считается, что осиновые колья необходимо вбивать там, где проходит зыбкая граница между реальным и А это, в первую очередь, углы жилища.

Осиновые колья по углам вбивали в землю при возведении домов и хозяйственных построек. Считалось, что это поможет отвести беду и предотвратить напасти и раздор в семье. Предварительно их вымачивали некоторое время в освящённой воде. После этого они вбивались в землю и окроплялись остатками святой воды. Колышки периодически проверяли. И как только они начинали подгнивать, их заменяли новыми.

Лечебные свойства дерева

Народные целители использовали осину для лечения многих хворей. Считая её нечистым деревом, славяне были уверены, что на неё можно перенести любую болезнь.

  • При помощи осины лечили грыжу, детские испуги и головные боли.
  • В ствол забивали волосы больного, развешивали одежду, веруя, что дерево заберёт болезнь.
  • Прикладывая осиновое полено к ногам, лечили судороги.
  • Высушенные осиновые почки смешивали с маслом и лечили ожоги, язвы, раны.
  • Соком дерева натирали лишаи и бородавки.
  • Осиновую кору использовали зимой в пищу для восстановления сил.
  • Молодые побеги скармливали скоту.

Современный человек уже с иронией относится к верованиям далёких предков и не придаёт большого значения всему, что относится к суевериям. Понятно, что держать дома осиновые колья могут позволить себе эксцентричные или увлекающие фольклором люди. Но может, и вправду пара небольших изящных деревяшек поможет отвести неприятности, обезопасить дом и сохранить положительный баланс в среде обитания семьи?

Почему считалось, что если вбить осиновый кол в могилу ведьмы, то она больше не сможет вредить? и получил лучший ответ

Ответ от Леди Лео? Ясноокая?[гуру]
Осиновый кол считается наиболее мощным и эффективным оружием для упокоения «беспокойной» нежити: вампиров, упырей, вурдалаков и прочих «милейших созданий» природы, эпоса и … воображения!
...А также – ведьм и колдунов после кончины…
«Колдуна да ведьму в гробу колом сквозь грудь пробивают, чтобы не ходили упырем; общее поверье всех славянских племен» , - указывал ещё историк, учёный и летописец Владимир Даль.

Почему так? – а потому что они считались проклятыми при жизни (заложными) душами, и одолеть их можно было лишь «проклятым» деревом – по принципу подобия. Similia similibus curentur. "Подобное лечится подобным"...или, говоря по-русски: клин - клином.. .
В старину за этими словами стоял реальный обычай: в могилу «колдуна» или «ведьмы» вбивали кол из осины, чтобы «нечистая вражья сила» не могла вредить честным людям в округе. Зло как бы "пригвождалось" к земле... негатив уходил прочь!
Осина обдает ярко выраженной отрицательной энергетикой, красивой чистой белой "атласной", "шелковистой" древесиной и мистическими свойствами "забирать и отводить негатив".
Убеждение, что осиновый кол способен «обезвредить нечисть» , пошло от древнего поверья, будто бы на осине повесился Иуда Искариот, и она, пытаясь стряхнуть с себя память о предателе, непрерывно трясет своими листьями, сбрасывая весь негатив "собранный" и отводя его " в тёмные" миры, а попросту говоря, - в почву, в землю.. .
Хотя - по поводу Иуды - и тут есть разные версии… Указывается не только осина, но и на бузина, и берёзас (и она якобы от страха побелела) , и ольха - (якобы поэтому её древесина имеет красноватый цвет) .
Итак, по легенде, осина после повешения Иуды стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке… Так дерево это стало символом неизбежности наказания за предательство.
Популярны также версии проклятости осины, связанные с историей Христа (хотя в Новом завете осина не упоминается) : осина - единственное из деревьев, «не признавшее Иисуса» во время его бегства в Египет;
во время крестного пути Иисуса «осина не склонилась перед ним и не дрожала от жалости и сострадания» (близкая версия: все деревья, кроме осины, опустили листья) ; прутья, которыми бичевали Христа, были осиновыми) .
Вот только... откуда бы взяться осине на Ближнем Востоке?
Осина - дерево, которое встречается на севере Евразии в хвойных и широколиственных лесах, по склонам оврагов. Она достигает свыше 30 м. и диаметром до 1 метра и живёт по до 80-100 лет.
Осина относится к роду тополя семейства ивовых. Она считается истинно русским деревом, дающее - как уже сказано - атласно-белую, чистую древесину.
Это - вечно трепетная, поющая нежную лесную песенку красавица с дрожащими листьями, обладающая многими целебными свойствами для человека и животных. И хотя осине на протяжении столетий сопутствовала дурная слава, она широко применялась в народной медицине.
В магии всех европейских народов - осина связана с "нижним миром" а также с колдунами, ведьмами и пр. В русских сказках и ритуальной практике известен мотив осинового кола, забиваемого в спину или сердце мертвеца с неупокоенной душой, (особенно нечистого и грешного) .
Осину до сих пор именуют деревом повешенных. Поныне осина ассоциируется с с нечистой силой, хтоническими персонажами (прежде всего женскими) и является "символом чувственности".
В рунической традиции осина связывается с символом Ehwaz, ей приписывается мудрость, связь с тонким миром, способность противостоять любым условиям, отводить смерть, болезни, "порчу", лечить исцелять.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook