Нод на тему весна в старшей группе. Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи. Ой, а к нам и правда кто – то стучится, кто же это может быть? Давайте мы с вами посмотрим, кто же это?


Ответы детей.
Воспитатель: И правда, это к нам в гости пришла весна, а точнее дочь весны, а зовут ее – Весняночка. Проходи, Весняночка, будешь нашей гостьей. Послушай, Веснянка сколько всего интересного о тебе знают наши детки. Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего – то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.



Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.
Воспитатель: Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Вспомните, на 8 Марта, обычно дарим бабушкам?
Ответы детей: Мать и мачеха, мимоза.
Воспитатель: Умнички. Обратите внимание, пожалуйста на картинки. Составьте несколько предложений по ним.
Дети составляют.




Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно – это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Варвара: Май раскрасил мир зеленым,
Белым, розовым, веселым!
Взять мелки, бежать во двор,
И раскрасить там забор.
Рисовать мелками счастье,
И девчонкам крикнуть: «Здрасьте!»
Рисовать, писать, играть!
Май пришел - пора мечтать…
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови – ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови – ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей – ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза – мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако – облачко;
цветы – цветочки;
трава – травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).


Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.





Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».


Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну чтож ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Времена года - весна»

Интеграция образовательных областей : «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

Цель: систематизировать представления детей о времени года – весна

Задачи:

- образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках весны; учить замечать изменения в ней, находить признаки самостоятельно; совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ; формировать умение подбирать прилагательные к существительным; расширять словарный запас по теме «Весна»; учить передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны.

- развивающие: развивать мышление, внимание; умение ориентироваться на плоскости; развивать зрительное восприятие; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже; развивать художественные и творческие способности.

- воспитательные: воспитывать речевое внимание, эстетическое отношение к природе, через изображение цветов; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование : корректурные таблицы по теме «Весна», предметные картинки по теме «Весна», фишки и разрезные картинки на каждого ребенка, альбомные листы, акварель, кисти №3, №1; магнитофон, запись произведений П.И. Чайковского «Времена года», Д. Шостаковича «Весна - пробуждение».

Предварительная работа: беседы о весне и её признаках; наблюдение на прогулке за изменениями в природе; рассматривание репродукций картин известных художников о весне; заучивание стихотворений о весне, чтение произведений, пение песен, слушание произведений П.И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

1. Вводная часть

В.: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла …весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне.Какая она весна?

2. Основная часть

В.: Ребята, давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие изменения происходят в природе весной. (дети рассматривают корректурную таблицу № 1 по теме «Весна»)

Дидактическая игра «Приметы Весны»

Весной ярко светит, греет, припекает…?

Что птицы делают весной?

Какие цветы появляются первыми весной?

Кто просыпается весной?

Что на деревьях появляется в начале весны?

Что весной голубое, высокое, чистое?

Что весной бежит, журчит?

Упражнение: «Продолжи предложение»

Закончилась долгая, холодная… (зима);

Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

Появляются первые… (проталины);

Бегут звонкие…(ручьи);

С крыш домов капают… (сосульки);

На деревьях набухают… (почки);

С тёплых краёв прилетают… (птицы);

Мы очень любим первые весенние… (цветы);

Первые весенние цветы это… (подснежники);

Весной на деревьях почки… (набухают);

Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

После зимы наступает … (весна);

Зима ушла, а весна - …(пришла);

Зима холодная, а весна - … (тёплая);

Ребята строят для скворцов… (скворечники);

Лед растаял, появились …(лужи)

Дидактическая игра: «Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»

Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка (Ручей)

Первым вылез из земли

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

Здесь на ветке чей-то дом,

Не дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут...(Гнездо)

Хозяин лесной

просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши … (Стаи)

Что на веточках раскрылось.

И в апреле распустилось? (Листва, почки)

Голубые Зеркала

Туча наземь пролила.

Неглубоки, мелки.

Мелки как тарелки.

Не боятся стужи

Голубые …(Лужи.)

Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ……….(Капель)

Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата -

К нам плывут издалека

В синем небе... (Облака)

Гнездышко из веток -

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (Птенцы)

Хозяин лесной

Просыпается весной …(Медведь)

Физминутка «В группу к нам жук влетел»

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук – вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Дидактическая игра: «Объясни значение слов»

(рассмотрите картинки и объясните, значение слов)

Ручей – это…;

Скворечник – это…;

Капель – это…;

Подснежник – это…;

Почки – это…;

Проталина – это…;

Гнездо – это…;

Стая – это…

Насекомые – это…

Дидактическая игра «Составь предложение»

(учить самостоятельно, составлять рассказ на тему «Наступила весна», используя корректурную таблицу № 1, по теме «Весна»)

Дидактическая игра «Сравни и назови»

(дети рассматривают корректурную таблицу № 2 по теме «Весеннее солнышко»

воспитатель начинает фразу, а ребенок должны ее закончить).

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)

Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, шуба)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Физминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминчик. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни,

Наконец медведь наелся потом наоборот)

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

В.: Весну издавна любил народ и называл её «весна – красна». О весне поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, а художники изображали ее на своих картинах. И каждый художник видел её по-разному. Давайте рассмотрим картину А.Саврасова «Ранняя весна» и В.Бакшаева «Голубая весна».

(рассматривание таблицы № 3; «Весна в творчестве художников»)

Упражнение: «Подумай и ответь»

Какое время года изображено на картинах? Почему вы так решили?

На какой картине изображена ранняя весна?

На какой картине изображена поздняя весна?

Какая погода? Настроение картины?

Что можно сказать о красах картины?

Как бы вы назвали эти картины?

В.: Мы сейчас тоже поиграем, мы станем художниками и нарисуем весну. Сначала продумайте сюжет рисунка. Вспомним, какая она весна? Что можно изобразить? Теперь приступаем к работе, а музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передает весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.

Дети приступают к работе. Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает советом .

Итог:

В.: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали картинки с признаками весны.

Что вы узнали о весне?

Молодцы, вы постарались и нарисовали отличные весенние картины, которым могут позавидовать великие художники. Рассмотреть работы детей, похвалить сказать, что все справились с таким сложным заданием. Предложить найти рисунок, где изображен ясный день, ранняя весна, поздняя весна и т. д.

На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо!

Литература:

    Примерная основноя образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. МОСКВА.», 2014

    Н.В. Гавриш, Безсонова О.К. «Калейдоскоп інформаційно-ігрової творчості дітей. Методичні рекомендації щодо використання коректурних таблиць». К. Видавництво: Слово. 2012. 256 с.

    Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ: Альма-матер, 2007. − 496 с.

    Крашенинников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. Издатель - Мозаика-Синтез. Серия - Библиотека программы "От рождения до школы", 2014

    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС. Издатель - Мозаика-Синтез. Серия - Библиотека программы "От рождения до школы", 2014

    Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.

    «Мы» программа экологического образования детей/ Н,Н, Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

    Николаева С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.

    Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1999 – 128 с.: ил.

Воспитатель: Мелихова Оксана Сергеевна

НОД в старшей группе «В мире весны»

Цели:

    Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, весенних месяцах, обогатить и активизировать словарь детей по теме

    Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику

    Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).

    Развивать воображение, умение выполнять аппликацию из атласных лент.

    Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование. Презентация о весне, атласные ленты для изображения солнца, открытки солнышки.

Образовательные области. Музыка, комунникация, социализация.

Предварительная работа. Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, закличек, чтение сказок.

Ход занятия. Организационный момент. Воспитатель просит детей пройти в центр группы в круг. В руках солнышко. Воспитатель : Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? (дети: солнышко) А какое оно солнышко? (д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

Ну есть у нас и еще одна гостья, вы сможете назвать сами кто она , если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна!

В гости просим!

Приди скорей!

Принеси с собой

(хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.)

Давайте послушаем стихотворение о весне.()

Садятся на стульчики Давайте вместе вспомним за чем мы наблюдали на прогулке. Вместе вспомним признаки весны, я начну читать предложение, а вы мне поможете. (Воспитатель говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Д/игра «Подбери словечко»).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Дети надевают весеннюю… (одежду).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Это… (подснежники, ландыши).

Воспитатель : Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина.

Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! (Пока у детей закрыты глаза, Воспитатель меняет слайд, на нем изображена весенняя поляна. Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась.

Расскажите что на ней изображено.

С приходом весны природа оживает и происходит много разных явлений. Тает снег, капает капель, появляются проталины, журчат ручейки, солнышко ярче светит, набухают почки на деревьях, прилетают птицы, но изменения происходят не только в природе, но и в жизни лесных животных.

С какими животными, которые живут в лесу происходят изменения?

Медведь, еж (они оба проснулись от зимней спячки)

Белка, заяц (они оба весной сменили шубки: теплую на легкую)

Ребята, если бы мы встретили волка, с кем бы он был в паре? (с лисой, оба охотятся на зайцев)

Молодцы! Давайте тоже побудем немного зайцами и поиграем в игру «Скачет зайчик»

Ход игры : Играющие образуют круг. Выбирают зайку. Он становится в середине круга.

«Скачет зайчик по дороге,

Скачет зайчик быстроногий,

Раз, два, три, четыре, пять-

Как же зайку нам поймать.

Вот свернул в песочек зайка,

Поднял ушки: догоняй-ка!

Эй, ребята не зевай

Быстро зайку догоняй!»

С началом стихотворения дети идут по кругу в одну сторону, а зайка скачет в противоположную. На 4 строке все поворачиваются спиной в круг, а зайка дотрагивается до одного игрока. На 5 строке дети поворачиваются лицом в круг, а зайка выходит из кругу. На 6-8 строки зайка скачет за кругом. С окончанием текста ребенок которого задел зайка догоняет зайку. Если это ему удается, то он становится новым зайкой.

Молодцы! Поиграли, отдохнули.

Давайте вспомним и назовем весенние месяцы.

Март, апрель, май –

Их не забывай!

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей).

А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. ПочемуПотомучто именно в апрели начанал трескать и таять лед на реках.

А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

А теперь давайте исполним песню «Весняночка».

Ребята, а вы любите пускать кораблики? (Ответ детей). А где они плавают?

(Ответ детей) Представим, что мы превратились в ручеек. Беритесь за руки, а я встану в начале ручейка. Побежал наш ручеек, зажурчал. (Дети бегут, изображая ручеек, затем садятся на стулья)

Ребята, без чего бы не стал таять снег, не побежали бы ручьи? (без солнца) Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично. Послушайте загадки о солнце.

Дети:

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Красная девушка по небу ходит.

Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит.

Молодцы. Интересные и красивые загадки вы рассказали о солнце.

А сейчас мы нарисуем портрет солнышка . Рисовать мы будем ленточками.

Дети, какого цвета солнышко?

У каждого из вас лежат ленточки, но это не просто ленточки Это ленточки - лучики тепла и света.

Подойдите к столу, возьмите ленточки. Что мы сделаем из ленточек?

(Из ленточек мы сделаем лучики).

Молодцы. Приступайте к работе.

(Дети выполняют работу. Звучит спокойная мелодия )

Портрет готов. Какие замечательные они получились. Так и притягивают к себе взгляд. Давайте с нашими солнышками поиграем, будем передавать солнышко по кругу со словами пожеланиями, подумайте что можно пожелать друг другу в весенний день.

Игра -пожелания

Молодцы, ребята, а теперь давайте пройдем на стульчики и послушаем заклички о солнышке.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

Солнышко, солнышко,

Красное зернышко

Выйди поскорее

Будь к нам подобрее!

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей,

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

Солнышко - колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Итог занятия.

Ребята, какие вы молодцы, много знаете о приметах весны. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? (Задаёт вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии?

Ребята мне очень понравилось с вами работать, и я хочу подарить вам открытки-солнышки, на которых написано:

Пусть удача повсюду за Вами идет

Улыбайтесь почаще и Вам повезет!

Пусть они согревают вас даже в пасмурную погоду.

Программное содержание:

Познание : Обобщать, систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, развивать логическое мышление, уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить предположения и делать выводы; формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.

Коммуникация: Развивать связную речь детей, способствовать употреблению полных предложений; продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов, фраз и предложений детьми; активизировать словарь детей (ранняя, март); прививать интерес к народному фольклору (загадки, стихи, поговорки, приметы).

Социализация : формировать умение детей выслушивать друг друга, не перебивая, формировать дружеские отношения в детском коллективе.

Физическая культура: Развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом

Оборудование:

м/м проектор, глобус, лампа, аудиозапись с голосами птиц, снег в ведерке, вода в лейке.

Ход:

Дети, о чем загадка?

Рыхлый снег
На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …(весна)

Дети садятся на стулья.

Сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе. Весна включает 3 календарных месяца. Назовите их. (ответы детей)

Весну в природе называют «всеблагодатной», «всеоживляющей». Как вы это понимаете?

Весна бывает короткой и затяжной, ранней и поздней. А сейчас какой период весны: ранний или поздний? (ранний)

Погода весной переменчива. В народе говорят: «Ранняя весна что красна девица – не знаешь, то ли засмеется, то ли заплачет». Как вы понимаете такую поговорку? (ответы детей)

Воспитатель включает на м/м проекторе отрывок презентации «Весна. Март»

Март в народе называют протальником, потому что от солнечных лучей снег начинает таять, и становится видно землю – проталину.

Снег еще долго будет лежать на холодной земле, и ледяные ветра не один раз еще напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдается.

Что сейчас происходит со снегом? (снег становится рыхлым и темным)

Проводится опыт «Почему снег рыхлый?»

Дети подходят к столу, на котором стоит ведерко со снегом. Воспитатель потихоньку наливает из лейки в ведерко воду.

Дети, что происходит со снегом? (ответы детей)

Днем солнце пригревает, светит ярко, и снежинки на поверхности начинают таять, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте, по стене

Отгадайте загадку:

Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата?

(облака)

Ребята, мы с вами на прогулке обратили внимание на то, в небе появилось много кучевых облаков. Как и откуда они образуются? (предположения детей)

Они появились из-за обильного таяния снега. Снег тает, превращается в воду, вода под воздействием солнца, испаряется и поднимается вверх. А в небе капельки воды собираются вместе в кучу, образуя облака.

Проводится дид.игра «На что похоже облако?»

Давайте подойдем к окну и немного пофантазируем.

Ребята, а с солнцем какие-нибудь изменения происходят? (оно стало светить ярче и теплее, солнце пригревает)

Почему же так происходит? Оказывается, весной наша планета находится ближе к солнцу. Давайте проведем еще один опыт.

Опыт «Почему происходит смена времен года?». Дети подходят к столу с лампой и глобусом.

Представьте, что лампа – это Солнце. Потрогайте ту сторону глобуса, куда попадал свет лампы. Что чувствуете? (эта сторона теплая, прогретая солнцем). Что это значит?

Земля все время вращается вокруг Солнца. Если в Южной Америке сейчас тепло, что мы и почувствовали, то на обратно стороне Земли…(будет холодно, п.ч. солнечных лучей мало доходит) .

Чтобы весна пришла быстрее, дети зовут её и играют в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.

Игра подвижная «Веснянка».

Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)

Дети садятся на стульчики.

Теперь мы поговорим о живой о природе. Кого можно отнести к живой природе? (предположения детей)

Что происходит с птицами (они чувствуют приближение весны, начинают громко петь, строят гнезда для птенцов)

Гонцы весны – грачи. Они появляются в начале марта. Говорят, что «грачи весну расклевали». Грачи очень полезны. Чем?(Поедают вредных насекомых и их личинок).

За грачами прилетают скворцы. Главная забота скворцов – жильё. Мы можем им помочь. Как?(Построить и развесить скворечники.)

В конце марта прилетают жаворонки. Гнёзда жаворонки делают на земле. Поёт эта птица лишь весной, а потом – забота о птенцах.

Игра «Расставь птиц» (грач, скворец, жаворонок).

Первыми прилетают всеядные и зерноядные птицы, потом насекомоядные. После хищные и самые последние водоплавающие птицы.

Птицы образуют пары, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.

Есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит лето будет холодное.

Проводится дид.игра «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись)

Проводится итог НОД:

  1. Какая примета весны самая главная, от какой приметы зависят все остальные?
  2. Какая весна в марте?
  3. Какие птицы прилетают первые, какие последние?

Описание работы: Предлагаю Вам конспект Комплексной непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Весенняя капель». Данный материал предназначен для детей старшего возраста, воспитателей. Этот конспект познавательного занятия, направлен на обобщение знаний детей о весне и ее признаках.

Конспект комплексной НОД для детей старшей группы «Весенняя капель»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;
- Повторить с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцисс, одуванчик, мать-и-мачеха);
- Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
- Упражнять умение работать коллективно в нетрадиционной технике, используя аппликацию;
- Вызвать у детей положительные впечатления от проделанной деятельности.
Материалы и оборудование:
- Стенгазета «Весна»;
- Иллюстрации весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, одуванчик, нарцисс, мать – и - мачеха);
-Разрезные картинки весенние цветы;
-Кубики «Сложи узор» Никитина;
-Бумажные салфетки зеленого и желтого цвета, клей, кисти, салфетки на каждого ребенка, ватман.

Предварительная работа:
- наблюдения в природе;
- чтение стихотворений о весне;
- рассматривание картин и иллюстраций о весне;
- заучивание пословиц о весне;
- отгадывание загадок.

Дети рассаживаются на стульчики полукругом, воспитатель читает стихотворение:
«Весна».
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны. (И. Токмакова)

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о весне).
Воспитатель: Правильно, о весне.
- Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май)
- А сейчас какой месяц?
Дети: Апрель.
Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете?
Дети рассказывают стихотворения о весне.
Ласточка
Улетела Ласточка
За тридевять земель...
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
(Борис Заходер)

Пришла весна
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна -
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов!»
(Мария Пожарова)

Весна
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!
(Иван Муравейко)

Весна
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
(Екатерина Карганова)

Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием мячика с песком.

Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы еще знаете?
- солнце светит ярко и греет;
- на солнце снег начинает таять, капель;
- появились первые проталинки на земле;
- дни длиннее, а ночи короче;
- побежали весенние ручейки;
- мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах набухают почки;
-птицы прилетают с теплых стран.
Воспитатель: Молодцы!

Игра «Назови ласково» - проводится с использованием среднего мячика – ежика.
Цель: Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).
Солнце – солнышко;
Лист – листочек;
Лужа – лужица;
Сосулька – сосулечка;
Дерево – деревце;
Капля – капелька;
Туча – тучка;
Ручей – ручеёк.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку (указывает на стенгазету «Весна»).
Сейчас я загадаю вам загадки, вы их отгадаете, и найдете здесь.

Цветик жёлто-золотистый,
Как цыплёночек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка … (мимоза)

Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Что звенит? (капель)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)

Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит...(Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Дети, а кто знает пословицы о весне?
Дети называют пословицы:
Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Потрудись весной – сытым будешь зимой.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Больше землю удобряй, будет выше урожай.

Воспитатель: Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!


Подвижная игра «Весна».
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли.
(Дети подходят к стенду «Весенние цветы)
Воспитатель: Какие цветы здесь растут?
Дети по очереди показывают и называют цветы.
Воспитатель: Молодцы, все цветы вы знаете.
Делимся на две подгруппы.
Дидактическая игра «Собери цветок».
Первая подгруппа. Воспитатель дает детям конверт, в нем разрезные картинки цветов.
Затем воспитатель спрашивает, какой цветок у кого получился.
Вторая подгруппа. Собирают по схеме цветы из кубиков «Собери узор» (тюльпан, мать-и-мачеха).
Воспитатель: Какие вы молодцы, теперь поменяемся заданием.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Весенний цветок»
Вырос Высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.

Воспитатель: Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, как цветы растут, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас давайте вместе изобразим «Поляну мать-и-мачехи».


Дети выполняют коллективную работу «Поляна мать-и-мачехи» в нетрадиционной технике. Каждый вырезает один цветочек из желтых салфеток и листок из зеленых салфеток. Наклеивает на «полянку» ватман.
Сюрпризный момент.
Воспитатель, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось и предлагает угощение.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook