Подготовка и проведение примерки поясного изделия. Подготовка к примерке поясных изделий

Подготовка к примерке. Примерка — ответственная и сложная операция, благодаря которой устраняют все неточности раскроя, "подгоняют" фасон к данной фигуре.

Работа сводится к трем основным моментам:

уточнение посадки изделия на фигуре;

уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры;

уточнение формы, размера и размещения отделочных деталей изделия.

Количество примерок может быть разным (обычно от одной до трех) и зависит от того, насколько точно было скроено изделие, от особенностей фигуры, а также от сложности выбранного фасона.

Не следует делать слишком много примерок, так как необработанные края деталей

деформируются, что испортит вид готового изделия. Особенно осторожно надо обращаться с легко растягивающимися тканями из искусственного шелка и штапеля. В изделиях из этих тканей полезно до примерки проложить по краям отдельных деталей стежки или приметать кромки, которые предохранят вырезы от растягивания.

Во время подготовки изделия к примерке используйте булавки, нитки, остро заточенный мел, остаток (омылок) туалетного мыла. Для хлопчатобумажных тканей применяют резец, для шерсти и шелка — мел, мыло или силки из ниток.

После раскроя, перед примеркой на изделии прокладывают нити, обозначающие центры переда и спинки, контрольные точки для соединения отдельных деталей, обозначают все линии фасона. Резцом или мелком линии прокладывают сразу на двух слоях ткани. Сначала нужно обвести выкройку, потом отколоть ее, сложить правую часть детали с левой, чтобы контуры их строго совпадали, и "отбить" мел на нижнюю деталь. Если линии обозначились плохо, обвести их еще раз. Есть и другой способ перенесения линий. Обметку делают мелом или мылом и линии на вторую деталь переводят при помощи булавок. По их отметкам вновь. проводят линии.

По проложенным линиям детали сметывают от середины к краям, то есть соединяют сначала внутренние линии вытачек, складок, а затем плечевые и боковые швы, воротник, а затем правый рукав. При необходимости заготавливают подплечики и отделочные детали (карманы, оборки, вставки и пр.). При сметке плечевых швов (если на спинке нет линий рельефов, упирающихся в плечевые срезы) ткань припосаживают для правильного облегания. Посадку увеличивают для более выпуклой спины или развитых лопаток и распределяют по плечевому шву спинки. Вместо посадки закладывают вытачку, размер которой определяют во время примерки.

Прежде чем сметать тот или иной шов, его закалывают булавками, которые ставят поперек, чтобы они не мешали стежке. Если платье цельнокроенное, первую булавку ставят по линии талии и затем вверх и вниз от нее. Плечевые швы складывают с концов к центру, рукава — сверху и снизу к центру шва, верхний воротник с нижним — от середины к концам, лиф с юбкой — от середины спинки и полочки к боковым швам, юбку — от линии бедер вверх и вниз, вытачки — от узкого конца к широкому.

Первая примерка. При примерке лучше надеть такое же белье, какое было надето при снятии мерки. Большое значение имеют также обувь, прическа и украшения: это позволит более полно представить внешний вид будущего изделия.

Сметанную вещь надевают осторожно, чтобы не распороть швов и не растянуть открытых срезов. После этого расправляют материю на фигуре, прикалывают посередине спинку и полочки к белью и затем приступают к примерке, то есть подгонке изделия к фигуре. Примерку начинают с правой стороны человека, примеряющего изделия.

Во время примерки булавки вкалывают поперек швов и линий, тогда они меньше деформируются, булавки не мешают снимать и надевать изделие. Булавки — подсобное средство, годное для любой ткани. Для пометки отдельных контрольных точек на срезах делают надсечки (небольшие надрезы тканей).

Если на спинке нет сложных линий, можно сделать переколку на ней, а затем уже на полочке. Основные изменения намеченных линий на спинке обычно касаются плечевых швов (запасы в швах, посадка со стороны спинки), боковых швов и вытачек по линии талии.

Устранив эти неточности, приступают к подгонке полочки на фигуру. Начать лучше с вытачек. Перекалывая их, не забывайте о соблюдении фасона. Закончив основные исправления, определяют линию талии, как и при снятии мерки (обвязывают талию узким шнурком, по которому затем прикалывают юбку).

Когда линии фасона лифа имеют связь с линиями на юбке, их совмещают по линии талии. Вытачки на юбке и лифе могут и не совпадать, так как расположение их зависит от особенностей фасона или фигуры. Обычно вытачки на юбке располагаются дальше от центра, чем вытачки на лифе, или совпадают с ними. Исправив линии на всех деталях юбки, устанавливают длину (измеряют расстояние от пола до низа юбки). Затем подкалывают воротник и рукав. Воротник подкалывают от середины спинки к середине переда, слегка натягивая его к горловине. Окат рукава предварительно собирают на нитку, один конец которой остается незакрепленным, чтобы, примерив, можно было легко изменить посадку в зависимости от фигуры. Вытачка, предусмотренная в окате рукава, должна служить продолжением линии плечевого шва.

Положение рукава в пройме считается правильным, если линия длины рукава (по центру оката) расположена вертикально (отвесно). Для этого рукав начинают накалывать сверху к плечевому шву или рядом с ним, а затем уже по лифу и боковым сторонам.

Наибольшая посадка в рукаве обычно приходите* на переднюю часть оката, несколько меньшая — на заднюю; под рукой посадки не делают.

На примерке окончательно располагают отделку на лифе и юбке и намечают места разреза для петель.

Подготовка ко второй примерке. Прежде чем снять вещь после примерки, откалывают булавки по центрам и проверяют, не осталось ли булавок, прикрепляющих платье к белью. Затем все новые линии помечают нитками на лифе и на юбке, откалывают лиф от юбки; на рукаве отмечают середину рукава напротив плечевого шва, линию вметывания рукава по пройме, места ограничения посадки., На воротнике намечают положение плечевого шва и середину переда, затем рукав и воротник откалывают.

Прокладку новых линий на лифе и юбке начинают с боковых и плечевых срезов, затем вытачек и линий фасона; по мере надобности швы раскалывают.

После уточнения линий и швов на деталях правой стороны все новые линии аккуратно прокладывают нитками. Они как бы служат заменой обмелки (чтобы не чертить мелом по лицевой стороне). При прокладывании ниток следят, чтобы детали не скреплялись, нитки должны идти по одному слою ткани, а деталь при этом остается плоской. По этим ниткам с изнаночной стороны вновь делают обмелку, нитки удаляют. Все новые меловые линии переносят на вторую сторону детали. Изделие вновь сметывают, стачивают рельефы, вытачки, отутюживают, сутюживают слабину на вытачках, а затем стачивают боковые и плечевые швы. Обрабатывают застежку.

Ко второй примерке оставляют только вметанными (не пришитыми) воротник и рукава, а также не подшивают низ юбки. Иногда остаются сметанными лиф с юбкой по линии талии и отделочные детали.

Вторая примерка. Цель второй примерки — проверка качества обработанных линий, правильности вметки воротника, рукавов и наметки отделочных деталей.

Все исправления линий на изделии выполняют в том же порядке, что и на первой примерке. Втачивают воротник, рукава, обрабатывают и приутюживают отделочные детали, изготавливают подплечики. Изделие отутюживают полностью и в последнюю очередь пришивают пуговицы и подплечики.

Чтобы уточнить правильность посадки на фигуре, подготовленное к примерке изделие надевают и тщательно расправляют. Затем подкладывают и прикрепляют плечевые накладки. Если изделие с застежкой, совмещают линии середины переда и линии талии (в полуприлегающих и приталенных изделиях) и скалывают булавками на уровне расположения петель.

Если изделие имеет правильную посадку, на фигуре не должно быть никаких перекосов, заломов. У переда и спинки должен быть правильный отвес, о чем свидетельствует вертикальное положение их середин.

При наличии недостатков необходимо в первую очередь установить причины их возникновения, затем устранять.

Примерку женских изделий выполняют по правой стороне. В первую очередь уточняют баланс изделия. Уточнение рекомендуется проводить путем переколки плечевых швов, выпуская или забирая их в высших точках горловины. Для этого необходимо распороть плечевой шов, выправить рукав, предварительно уточнив его форму, ширину вверху и внизу. При переколке плечевых швов следует обратить внимание на правильность облегания переда на плечевом участке в области горловины, проймы, груди и спинки.

Также необходимо уточнить величину раствора и длину нагрудной и плечевой вытачек. Затем следует обратить внимание на соотношение ширины горловины спинки и полочки (переда) и правильность расположения плечевого шва. Наколку плечевых швов следует производить накладным швом, подгибая обрезной край спинки. Булавки вкалывают поперек шва, что позволяет правильно сосредоточить посадку в необходимом месте

и обеспечивает точное определение направления шва.

В тонких тканях неправильный баланс изделия можно исправить, закалывая излишки ткани на спинке и полочке параллельно плечевому шву, если плечевые срезы не требуется смещать по горловине.

Баланс уточняют путем смещения спинки и полочки по боковому шву в том случае, когда припуски по плечевому срезу оказались малы для исправления недостатков и при неправильном определении припуска на свободное облегание к длине спины до линии талии при наличии большой кривизны спины или выпуклости лопаток. Если достаточно уточнить форму и объем изделия за счет бокового шва, его скалывают, подгибая обрезной край спинки и вкалывая булавки поперек шва.

Иногда даже в правильно сбалансированном изделии требуется уточнение участка вершины проймы из-за неточно снятого измерения — высоты плеча косая. В этих случаях плечевой шов также распарывают по всей длине, выпустив запасы или забрав излишки ткани, сохраняя правильное направление шва от проймы к горловине.

На фигурах, имеющих отклонение от условно пропорциональной, а также в случаях несимметричности сторон фигуры, следует производить уточнение обеих сторон изделия.

В прилегающих и полуприлегающих изделиях намечают линию талии в соответствии с пропорциями, диктуемыми формой изделия и особенностями телосложения фигуры.

После уточнения на фигуре основных конструктивных участков приступают к уточнению формы с выбранным силуэтом и с учетом индивидуальных особенностей фигуры.

Форму изделия уточняют, изменяя вытачки, рельефы, определяя их правильное направление и положение, а также величину и уровень растворов. Если изменяют только направление рельефов или других декоративных линий без изменения растворов, то новое положение целесообразнее отмечать мелом, не распарывая сметанных швов.

Для окончательного уточнения общей формы изделия рекомендуется вновь приколоть рукав, предварительно намелив линию втачивания рукава, при этом необходимо обратить особое внимание на правильность отвеса рукава и форму оката.

Окончательно уточняют длину изделия и рукава, определив при этом правильность пропорций изделия.

Последним этапом проведения примерки является определение месторасположения, размеров и формы деталей (воротника, карманов, клапанов, манжет и др.).

Если плечевые швы перекалывались, то, прежде чем найти форму воротника, уточняют вырез горловины. Воротник прикалывают по линии выреза горловины, уточняют его форму, высоту стойки, степень отставания или прилегания к шее.

Размеры, форму и расположение отдельных деталей уточняют в соответствии с фасоном, особенностями и пропорциями фигуры, подчиняя все детали общей форме и характеру изделия, одновременно намечают места петель.

При примерке костюмов" вначале уточняют линии и качество посадки юбки, затем верхней части комплекта. После примерки изделие снимают с фигуры, уточняют меловые знаки, сделанные во время примерки. По уточненным линиям правой стороны изделия вдоль булавок проводят четкие меловые линии или прокладывают нитки сметочными стежками. Меловые линии (или нитки) прокладывают по всем измененным линиям, а также по линиям оката рукава и пройм, горловины, талии, низа изделия и рукава. Затем удаляют ненужные стежки, булавки, детали приутюживают, скалывают симметричные детали правой стороной вверх и окончательно намеляют все детали, а затем переносят копировальными стежками на симметричную деталь.

Подготовка изделия ко второй примерке. Ко второй примерке в изделии должны быть обработаны все вытачки, рельефные линии, складки, сборки, защипы лифа.

карманы, борта, воротник, рукава, стачаны боковые и плечевые срезы, вметаны рукава. Вторую примерку проводят в той же последовательности, что и первую. Изделие надевают на фигуру, проверяют правильность посадки, ширину и длину изделия, правильность выполнения линий, соединения воротника с горловиной, рукава с проймой.В случае необходимости вносят соответствующие исправления в изделие.

Особенностью и преимуществом индивидуального пошива одежды является возможность провести примерки, во время которых можно проверить правильность посадки изделия на фигуре, уточнить положение отдельных деталей, устранить дефекты, вызванные ошибками при снятии мерок, изготовлении чертежа.

Перенос линий выкройки на детали кроя

Все контурные линии выкройки и маркировки можно перенести на Детали швейного изделия различными способами. Выбор способа зависит от того, нужно ли видеть линии только на изнаночной стороне деталей кроя, или они должны быть и на лицевой стороне. Важно также учитывать вид и свойства материала.

Перенести линии выкройки быстро и аккуратно можно с помощью резца с колесиком и копировальной бумаги (рис. 73, о), цвет которой должен быть контрастным цвету ткани. После раскроя сложенные лицевыми сторонами внутрь детали кроя с приколотой булавками выкройкой накладывают на разложенную копировальным слоем вверх бумагу и проводят колесиком резца по всем контурам выкройки, внутренним линиям и меткам. Контуры выкройки должны проявиться на обратной стороне в виде точек. Этот способ нельзя применять для тонких тканей.

Так же переносят линии на вторую деталь.

Перенос линий выкройки копировальными строчками (рис. 73, б) вы научились выполнять в 6 классе. Это трудоемкий способ, и применяют его для тонких тканей или для того, чтобы линии были видны на лицевой стороне.

Рис. 73. Перенесение линий выкройки на детали кроя: а - колесиком резца; б- копировальными стежками-силками; в- прямыми стежками; г - булавками

Перенос линий выкройки можно выполнить с помощью прямых стежков ниткой контрастного цвета, стежки прокладывают по следу колесика, разъединив детали (рис. 73, в).

Опытные портные при переносе контуров выкройки пользуются булавками. Булавки вкалывают насквозь через два слоя ткани в точках пересечения прямых линий выкройки, переворачивают детали кроя и соединяют точки, обозначенные булавками, с помощью линейки и портновского мелка (рис. 73, г). При переносе кривых линий булавки вкалывают так часто, как это необходимо для того, чтобы выявить контуры линии. Этот способ неприменим для очень тонких тканей, так как булавками можно вызвать раздвижку нитей.

Сметывание изделия для первой примерки

При подготовке изделия к примерке соединение деталей выполняют вручную стежками временного назначения или на швейной машине стежками длиной 5-6 мм, позволяющими быстро разъединить детали. Такое временное соединение деталей называется сметыванием. В начале и в конце ручных строчек необходимо сделать два-три обратных закрепляющих стежка, иначе при проведении примерки нитки разойдутся и шов распорется. Сметывать изделие нужно на столе, а не на весу.

Сметывание среднего шва спинки

Если изделие имеет на спинке средний шов, то перед сметыванием детали спинки складывают лицевыми сторонами внутрь и, совместив намеченные контуры, скалывают их булавками, которые располагают поперек шва. Параллельно намеченной линии шва, отступив на 1 мм в сторону срезов деталей, прокладывают прямые ручные стежки (рис. 74). Разрез под застежку перед примеркой не сметывают.

Рис. 74. Сметывание среднего шва спинки

Сметывание вытачек

Если вы выбрали модель с вытачками, следует знать правила их обработки.

Чтобы сметать простую вытачку (идущую от среза), нужно сложить деталь лицевой стороной внутрь по средней линии, совмещая боковые линии и контрольные надсечки. Затем сколоть булавками и проложить прямые стежки по боковой линии (рис. 75, а).

Чтобы обработать сплошную вытачку (расположенную в середине Детали), ее сметывают, начиная от одного из концов вытачки (рис. 75, б).

Рис. 75. Сметывание вытачек: а - простой; б - сплошной

Сметывание плечевых срезов

Соединяя спинку и перед, детали кроя складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают плечевые срезы, скалывают булавками, после чего сметывают со стороны спинки (рис. 76). Если деталь спинки имеет плечевые вытачки, их обрабатывают перед сметыванием плечевых срезов и заутюживают в сторону середины детали. Обычно плечевой срез спинки для лучшего облегания лопаток делают немного длиннее, чем срез полочки. Излишек длины при сметывании немного припосаживают, укорачивают до образования легкой выпуклости.

Рис. 76. Сметывание плечевых срезов со стороны спинки

Сметывание боковых срезов

Для соединения изделия по боковым срезам спинку и перед складывают лицевыми сторонами внутрь, совмещают контрольные метки, уравнивают срезы и, сколов булавками, сметывают со стороны переда (рис. 77).

Рис. 77. Сметывание боковых срезов со стороны переда

Соединение лифа с юбкой

В изделиях, отрезных по линии талии или бедер, лиф вкладывают в юбку так, чтобы обе детали были обращены друг к другу лицевыми сторонами. Уравнивают их срезы по талии, совмещают контрольные метки и боковые швы и скалывают булавками. Сметывают детали со стороны юбки (рис. 78).

Рис. 78. Сметывание лифа с юбкой

Заметывание подгибки низа

Припуск на подгибку перегибают по линии низа на изнаночную сторону и заметывают (рис. 79).

Рис. 79. Заметывание подгибки низа

Практическая работа № 20

Подготовка изделия к примерке

Материалы и инструменты: детали кроя, швейные нитки, игла, наперсток.

  • Перенесите все контурные, внутренние линии и контрольные точки на детали кроя любым из изученных способов.
  • Сметайте детали изделия, заметайте нижний срез.

Контроль

  • Контурные линии и контрольные точки деталей швейного изделия совмещены.
  • Концы строчек хорошо закреплены.

Новые понятия

Резец с колесиком, копировальная бумага, сметывание.

Контрольные вопросы

1. Какой способ перенесения линий выкройки на ткань вы выбрали? 2. По какой линии прокладывают сметочные строчки? 3. Для чего нужно выполнять закрепление концов строчек?

Урок на тему: «Подготовка юбки к примерке.

Проведение примерки. Исправление дефектов». 6 класс

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с последовательностью проведения примерки; научить учащихся сметывать юбку к примерке; научить распознавать возникшие дефекты, причины возникновения и способы их устранения.

Воспитательная – воспитать эстетический вкус, внимательность, аккуратность.

Развивающая – развить логическое мышление, самостоятельность учащихся, пространственные представления.

Тип урока – комбинированный с применением проектора.

Методы проведения занятий:

Объяснительно – иллюстративные методы: рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учебными пособиями.

Репродуктивные методы: упражнение, практическая работа, инструктажи

Межпредметная связь : математика, черчение.

Оборудование: детали кроя юбки, нитки, набор ручных инструментов, плакаты, проектор, наглядные пособия.

Литература для учителя:

Учебник «Технология» 6 класс общеобразовательной школы (вариант для девочек), под редакцией В.Д. Симоненко;

Тесты по технологии 5 - 7 класс, С.Э. Маркуцкая

Тестовые задания по технологии М.И. Девятова

Программа по технологии

Литература для учащихся:

Учебник «Технология» 6 класс общеобразовательной школы (вариант для девочек)

Рабочая тетрадь по технологии 6 класс О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова

Ход урока:

Организационный момент. (3 мин.)

А) Сообщение темы и цели урока

Б) Проверка отсутствующих

В) Проверка готовности учащихся к уроку

Повторение пройденного материала (5 мин.)

Повторение пройденного материала проходит в виде разгадывания кроссворда и решения теста. Приложение 1

Изучение нового материала. I часть (5 мин.)

Темы для изучения и практической работы: I часть – подготовка юбки к примерке, II часть – проведение примерки, исправление дефектов.

Основные теоретические сведения.

Учитель рассказывает и показывает учащимся слайд «Схема сборки поясного изделия» Приложение 2

К примерке детали должны быть лишь сметаны, а стачивание их производят после того, как сметанное изделие будет соответствовать фигуре.

Отметим линию бедер, середину переднего и заднего полотнищ прокладочными стежками. Проложим силки по основным контурам и фасонным линиям. Если посередине переднего или заднего полотнищ проходит шлица или складка, заметаем ее от линии талии до линии низа.

Если у учащихся есть юбки со складками, то необходимо рассказать и показать, как сметывают складки (сметываются для примерки по всей длине).

Вытачки сметывают небольшими, прямыми стежками от узкого конца к широкому, обращая внимание на совмещение копировальных строчек.

Для сметывания боковых срезов оба полотнища юбки складывают лицевыми сторонами внутрь, срезами к работающему, уравнивают копировальные строчки и сметывают на столе по заднему полотнищу, совмещая контрольные знаки на линии бедер и рисунок ткани. Левый боковой шов оставляют не сметанным до верха на участке 14 – 18 см. для застежки.

При сметывании боковых швов делают закрепки через каждые 10 – 15 см., чтобы в процессе примерки при распарывании участка шва для внесения уточнений остальной шов не распарывался.

Нижний срез юбки заметывают двумя строчками: первый – на расстоянии 3 – 5 мм от сгиба, второй – на расстоянии 7 – 10 мм от среза. Не широкий подгиб низа можно заметать одной строчкой посередине. При заметывании низ юбки располагают на столе сгибом к работающему. Заметывают прямыми стежками длиной 10 – 15 мм.

По верхнему срезу юбки, с изнаночной стороны, прямыми стежками длиной 0,7 – 1 см приметывают узкую полоску плотной тесьмы.

Практическая работа (25 мин)

Подготовка юбки к примерке.

Изученный материал закрепляется практической работой

IV. I. Вводный инструктаж

Учитель на примере показывает последовательность подготовки юбки к примерки, напоминая о соблюдении правил техники безопасности.

IV. II. :

Учащиеся используя инструкционные карты выполняют практическую работу: готовят юбку к примерке, соблюдая технологическую последовательность и правила техники безопасности.

А) сметывание вытачек;

Б) сметывание складок;

В) сметывание боковых срезов.

IV. III. Текущий инструктаж

Учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует поэтапную работу учащихся, соблюдение технологии изготовления, техники безопасности, правильность положения рук, приемов выполнения работы, помогая отстающим ученикам.

Физкультминутка (2 мин)

Изучение нового материала. II часть (7 мин)

Учитель рассказывает и показывает, как проводится примерка юбки, обращает внимание на возможные дефекты и способы их устранения.

Проведение примерки юбки – достаточно сложная работа. Она требует большого внимания, творческого подхода и умения применять знания о конструкции юбки в процессе примерки для выявления недостатков, установления соответствия изделия фигуре и для нахождения способов устранения выявленных дефектов. Во время примерки необходимо стоять прямо, в естественной позе, с опущенными вниз руками.

Примерку выполняют по правой стороне фигуры, начиная с проверки и уточнения баланса изделия. Баланс – это правильное расположение боковых швов в изделии. Затем проверяют прилегание юбки по талии и бедрам и ее длину.

При уточнении юбки по линии талии проверяют, на месте ли вытачки, достаточна ли их длина и глубина, за счет которых можно получить более плотное или свободное прилегание юкки к фигуре. При уточнении изделия по линии бедер проверяют положение боковых швов и складки, степень прилегания. В случае необходимости распарывают вытачки, правый боковой шов, изменяют глубину вытачек, укорачивают или удлиняют вытачки, уточняют длину стачивания складки, положение и ширину бокового шва. При перекалывании булавки вкалывают острием вниз, в концах вытачек горизонтально.

Затем уточняют длину юбки спереди, по боку и сзади, измеряя линейкой расстояние от пола до линии подгиба низа или с помощью специального приспособления.

Практическая работа (20 мин)

Проведение примерки. Исправление недочетов.

VI. I. Вводный инструктаж

В ходе объяснения и показа приемов проведения примерки необходимо проанализировать причины возможных дефектов, отметив при этом, что они могут возникнуть от невнимательности во время снятия мерок, из – за неточностей в расчетах конструкции, при небрежной подготовке юбки к примерке.

VI. II. Самостоятельная работа учащихся :

Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике, выполняют практическую работу, предварительно разбившись на пары. Учитель проверяет. Такая форма выполнения работы дает возможность каждой учащейся поупражняться в проведении примерки и устранить выявленные дефекты.

После примерки учитель объясняет и показывает на одной из работ учащихся порядок уточнения параметров изделия после примерки.

Учащиеся уточняют параметры своих изделий.

VI. III. Текущий инструктаж

Учитель, обходя класс, контролирует поэтапную работу учащихся, правильность приемов выполнения работы, консультирует отстающих учеников.

VI. IV . Заключительный инструктаж

Анализ дефектов проводится в форме беседы, с использованием слайда «Дефекты юбки».

Закрепление нового материала (5 мин)

Вопросы к классу:

Для чего проводится приметка юбки?

(Чтобы добиться правильной посадки юбки на фигуре человека).

По какой стороне выполняют примерку юбки?

(По правой стороне).

Как уточняют длину изделия?

(Спереди, по боку и сзади, измеряя линейкой от пола до линии подгиба низа).

Что нужно сделать, если юбка узка?

(Выпустить запас в боковом шве).

Причины возникновения дефектов в юбке?

(невнимательность во время снятия и записи мерок,

из-за неточности в расчетах конструкции,

при небрежной подготовке юбки к примерке.)

Как проверяют юбку по линии бедер?

(Уточняют положение боковых швов, степень прилегания.)

Подведение итогов урока (5 мин)

А) Показ лучших работ учащихся, разбор типичных недостатков встретившихся в ходе проведения примерки юбки;

Б) Оценивание работ.

IX. Домашнее задание (3 мин)

Ответить на контрольные вопросы:

Возможные дефекты полученные при пошиве юбки?

Причины возникновения дефектов?

Способы устранения дефектов?

Приложение 1.

Карточка №1

Кроссворд «Изготовление швейного изделия»

Создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки.

Чертеж швейного изделия в натуральную величину.

Процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.

Инструмент для шитья.

Второе название копировальных стежков.

Соединение двух деталей, примерно равных по величине по намеченным линиям стежками временного назначения.

Соединение нескольких приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам машинной строчкой.

Порок, брак ткани.

Ответы:

1. Моделирование. 2. Выкройка. 3. Раскрой. 4. Игла. 5. Силки.

6. Сметывание. 7. Стачивание. 8. Дефект.

Карточка №2

Решить тест

Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани

разложить мелкие детали;

разложить крупные детали;

сколоть ткань булавками;

приколоть мелкие детали;

приколоть крупные детали;

определить лицевую сторону ткани;

нанести контрольные линии и точки;

разметить припуски на обработку;

обвести детали по контуру.

Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи

сметочных стежков

резца;

копировальных стежков;

портновского мела;

косых стежков

Установите соответствие

Составьте правильную последовательность изготовления юбки

подготовка юбки к примерке;

обработка юбки после примерки;

раскрой;

проведение примерки;

подготовка деталей кроя к обработке;

обработка застежки;

исправление недочетов;

обработка верхнего среза поясом;

обработка нижнего среза;

обработка пояса;

окончательная обработка изделия.

Найдите правильный ответ. Вытачки

А) сметывают;

Б) заметывают;

Выметывают.

Что означает «Подготовить детали кроя к обработке»?

А) проложить копировальные стежки по контурам деталей, вытачкам, местам расположения карманов, контрольным точкам по линии бедер и талии, проложить прокладочные стежки по середине спинки и переда;

Б) сметать изделие по боковым и плечевым срезам;

В) сметать плечевые, нагрудные и талевые вытачки.

Приложение 2.

Схема сборки поясного изделия.

Начальная сборка основных деталей

Прокладывание копировальных стежков и контрольных линий

Придание деталям нужной формы с помощью ВТО

Временная сборка изделия

Подготовка верхнего и нижнего срезов к примерке

Сметывание вытачек,

кокеток, складок

Примерка изделия

Устранение недочетов

Обработка поясного изделия после примерки

Влажно – тепловая обработка (11)

Соединение карманов с основным изделием (5)

Обработка застежки (8)

Обработка нижнего среза (10)

Обработка пояса (7)

Обработка верхнего среза (9)

Обработка вытачек (1)

Соединение основных деталей изделия (6)

Сметывание основных деталей

Обработка складок (2)

Обработка кокеток (3)

Обработка карманов (4)


Особенностью и преимуществом индивидуального способа изготовления одежды является возможность проведения примерок, во время которых проверяется правильность посадки изделия на фигуре, уточняется положение отдельных деталей, устраняются дефекты, вызванные ошибками при снятии мерок, изготовлении чертежа и т. п. Все исправления делаются или намечаются тут же, во время примерки, непосредственно на фигуре. Вполне понятно, что при подготовке изделия к примерке соединение деталей должно быть не окончательным, а выполняться вручную стежками временного назначения, позволяющими легко и быстро разъединить детали. Такое временное соединение деталей называется сметыванием. Все изделия из шерстяных и шелковых тканей изготовляют обычно с двумя примерками, изделия несложных фасонов из хлопчатобумажных тканей - с одной.

П о д г о т о в к а к р о я к с м е т ы в а н и ю. Для правильного соединения деталей изделия при сметывании по всем намеченным мелом контурным линиям, вытачкам и контрольным надсечкам необходимо проложить нитки - сметочными стежками или стежками-силками. На деталях спины и переда, пользуясь контрольными надсечками или наложив соответствующие выкройки, следует наметить линии середины по всей длине. Если раскрой производился с настилом ткани в сгиб (в два слоя), то меловые линии, намеченные на верхней детали, должны быть переведены на второй слой, т. е. на парную деталь или на симметричную сторону цельной детали.

С одной детали на другую эти линии переносят различными способами. Один из них состоит в том, что обе детали (парные - сложенные лицевыми сторонами внутрь, симметричные - сложенные по сгибу ткани) скалывают булавками вдоль меловых линий контура верхней детали, а затем на нижней детали обрисовывают мелом линии, обозначившиеся булавками. После этого булавки удаляют, а по меловым линиям на каждой детали отдельно прокладывают сметочными стежками нитку. Длина стежков на прямых участках может быть 3-5см, на фигурных - 2см, а на закругленных- не более 1см. Другой, наиболее распространенный способ перевода контуров деталей - прокладывание копировальных стежков - силков.

С м е т ы в а н и е и з д е л и я к п е р в о й п р и м е р к е. По намеченным нитками контурным линиям детали изделия сметывают, следя за тем, чтобы совместились все контрольные метки. К первой примерке должны быть сметаны вытачки, складки, фасонные линии, боковые и плечевые срезы, шов соединения лифа с юбкой и шов правого рукава. Кроме того, по окату рукава прокладывают нитки для образования в последующем сборки (посадки). Низ изделия подгибают и заметывают.

Перед сметыванием соответствующие детали, например спинку и полочку, складывают лицевыми сторонами внутрь и, совместив намеченные линии контуров, скалывают булавками, которые располагают поперек шва. При сметывании изделие должно лежать на столе, во избежание каких-либо перекосов или смещений.

Для закрепления сметочных строчек запасы на швы отгибают соответственно положению их в готовом изделии (запас плечевого шва направляют в сторону спинки, бокового - в сторону переда, шов рукава - в сторону верхней половинки), после чего их заметывают с лицевой стороны.

Изделия из шерстяных, шелковых и тонких хлопчатобумажных тканей рекомендуется сметывать тонкими нитками.

На верхних деталях делают окончательную отмелку припусков на швы, руководствуясь нормами припусков на швы (см. раздел «Подготовка ткани к раскрою»). При этом меловые линии припусков проводят строго на одинаковом расстоянии от исправленных контуров деталей, после чего излишки припусков отрезают.

Правильная подрезка припусков имеет существенное значение для последующего стачивания деталей. Так, например, после соединения плечевых срезов полочек и спинки запасы на шов направляются на спинку, и боковые края их впоследствии втачиваются в швы горловины и пройм. Очевидно, что эти запасы смогут лежать свободно и не «затягивать» плечевой шов лишь в том случае, если их боковые края будут срезаны не под любым произвольным углом к линии шва, а в точности по форме проймы и горловины.

Практически отмелку боковых срезов припусков можно выполнить следующим образом: к линии плечевого края выкроенной полочки (спинки) приложить также плечевым краем соответствующую выкройку так, чтобы деталь и выкройка расположились относительно линии плеча симметрично, а затем обрисовать мелом боковые срезы припусков по горловине и пройме выкройки.

Подобным же образом выполняется отмелка припусков по боковому шву у проймы и по шву рукава у линий оката и низа. Отметим лишь, что припуски боковых швов направляются на полочку, а запасы шва рукава, как одношовного, так и двухшовного,- в сторону верхней его половинки.

При отмелке и подрезке швов следует учитывать технологию дальнейшей обработки данных деталей. Так, например, если какая-то часть открытого шва (бокового, шва рукава и т. п.) подгибается на подшивку низа или покрывается обтачкой, то для уменьшения общей толщины ширину припуска на этом участке рекомендуется уменьшить до 0,75см, сделав так называемую высечку припуска. Подобные высечки приходится делать обычно на боковых швах у низа изделия, на плечевых швах, если горловина или пройма обрабатываются обтачкой, по шву рукава у линии низа. Длину высечки определяют с таким расчетом, чтобы она не доходила до края обтачки или края припуска (после подгиба и подшивки) на 2см.

Для определения, например, длины высечки припуска на боковом шве внизу изделия практически поступают так: сначала обрезной край припуска подгибают на ширину внутреннего подгиба, затем весь припуск по линии низа перегибают на изнаночную сторону изделия и проводят мелом линию, по которой впоследствии припуск будет подшит к изделию; конец высечки намечают на 2см ниже этой линии.

В результате раскроя вы получили выкроенные детали изделия, на которых нанесены сметочными стежками линии середины и основные модельные линии, отмечены контрольные точки, расположение деталей, складок.

Сметывать изделие нужно, руководствуясь следующими правилами. Сначала сметывают мелкие детали (клинья, надставки, части обтачек и беек). Затем заготовляют детали полочки, спинки, рукава, юбки. Для этого скалывают булавками вытачки, складки, швы рельефов, кокетки и другие модельные линии. Если на деталях имеется сборка, прокладывают две параллельные строчки и собирают ткань на сборку, затягивая нитки (рис.1,а). Кокетку наметывают на деталь по линии притачивания. Складки, рельефы сметывают, удаляют булавки.

Далее сметывают большие детали. При сметывании старайтесь не закреплять в швах припуск вытачки, чтобы можно было при необходимости изменить ее положение на примерке, не распарывая шва (рис.1,б). Спинку с полочкой скалывают булавками и сметывают по плечевым и боковым швам. Детали юбки скалывают булавками и сметывают от контрольных точек вниз (рис.2).Соединяя лиф с юбкой по линии талии, совмещают вытачки и вертикальные швы.

Рис.2.

Затем заготовляют рукава. Если необходимо, проводят их влажно-тепловую обработку: сутюживают в области локтевого среза и оттягивают по переднему срезу. Для проверки правильности проведения влажно-тепловой обработки рукав перегибают по линиям локтевого и переднего перекатов: срезы рукава должны лежать свободно, без лишней слабины или натяжения.

По окату и низу рукава прокладывают строчки для сборки или заметывают складки в зависимости от модели.

Воротник к первой примерке не готовят. Примерку проводят с макетом воротника из ткани или бумаги.

Размеры и форму кармана тоже уточняют на макетной ткани или выкройке из бумаги.

При проведении примерки необходимо придерживаться указанной ниже последовательности.

1.Надеть изделие, аккуратно расправить, сколоть застежку, совмещая линии середины, проверить расположение основных контрольных линий (середины спинки, полочки), они должны быть строго вертикальны и соответствовать линиям середины фигуры.

2.Проверить общую посадку изделия, ширину его по линиям груди, талии, бедер. Если посадка неудовлетворительная, изделие тесно или, наоборот, слишком широко, нужно распороть основные вертикальные швы (боковые, рельефов и др.) и выпустить припуски или, наоборот, забрать излишки материала в швы.

3.Проверить расположение и глубину основных вытачек, переколоть их, если нужно.

4.Проверить правильность расположения плечевых и боковых швов, если есть перекосы, исправить.

5.Уточнить вырез горловины. Если она тесна или спинка давит на основание шеи, нужно срезать излишек ткани, добиваясь правильного положения линии выреза.

6.Проверить посадку изделия в области плеч, форму и размеры проймы, исправить недостатки.

7.Определить правильность расположения рельефных и отделочных линий, кокеток, складок.

8.Вколоть макет воротника в горловину, уточнить его форму и размеры, правильность линии втачивания. Если посадка воротника вас не устраивает, т. е. он лежит слишком плоско (его стойка мала), или, наоборот, затянут (стойка велика и может быть даже шире, чем отлет), необходимо сделать на макете несколько разрезов от отлета до линии втачивания (рис.3). Разрезы нужно расположить симметрично с обеих сторон, через равные промежутки и довести их почти до линии втачивания воротника в горловину.

Разводя части макета по линиям разрезов (или забирая в них излишек), нужно добиться, чтобы воротник лежал так, как требуется по модели (рис.4).

Для фиксирования формы воротника на примерке закрепить булавками вставленные в разрезы кусочки ткани или бумаги. После примерки макет отколоть от изделия, разложить его на бумаге или ткани и обвести вновь полученную форму воротника.

9.Проверить застежку, уточнить размеры и положение планок.

10.Установить правильное положение линии талии, перепоясав ее шнурком. Если по модели требуется напуск, уточнить его величину.

11.Проверить совмещение конструктивных и декоративных линий на деталях изделия (вытачки и швы лифа и юбки, спинки и переда).

12.Наметить место расположения карманов, уточнить их форму и размеры.

13.Вколоть рукав в пройму и проверить его длину, объем, величину посадки.

14.Уточнить расположение и форму отделочных деталей (оборок, вышивки, канта, беек и пр.).

15.Проверить длину изделия.

16.При проведении примерки на симметричной фигуре все изменения вносят на одной стороне, лучше правой. Чтобы изделие не сместилось, его прикалывают булавками к белью по линиям середины спинки и полочки.

17.При исправлении недостатков нитки сметывания удаляют и швы перекалывают, располагая булавки по вертикальным линиям острием вниз, по горизонтальным – острием влево. После примерки изделие снимают, внесенные изменения отмечают мылом или сметочными стежками, булавки вынимают.

Разложив изделие на столе, при помощи лекала по сделанным отметкам проводят новые линии. Если на фигуре шов был заколот неровно, его выравнивают и оформляют прямой или плавной кривой. Проверяют сопряжение деталей после проведенных исправлений.

Переносят внесенные изменения на симметричную сторону изделия. Для этого его складывают вдвое, перегибая по серединам передней и задней половин, совмещая симметричные швы, рельефы, срезы и скалывая их булавками. Новое положение измененных линий отмечают булавками. Когда все отметки сделаны, изделие раскалывают, перенесенные на другую сторону линии очерчивают и прометывают цветными нитками.

Для проверки правильности произведенных изменений изделие вновь сметывают и надевают. Если его посадка вас устраивает, можно выполнять основные швы. Обычно, добиваясь устранения всех обнаруженных дефектов, примерять изделие приходится несколько раз.

Вторая примерка.

Изделия из шерстяных и шелковых тканей чаще всего изготовляют с двумя примерками. Устранив дефекты, обнаруженные на первой примерке, приступайте к машинным работам.

Прежде всего, при подготовке ко второй примерке стачайте вытачки и рельефы на деталях изделия; застрочите складки, подрезы; обработайте и соедините с основными деталями кокетки, карманы, вставки. Затем стачайте плечевые и боковые срезы.

Рукава и воротник обработайте и вметайте. Лиф сметайте с юбкой. К юбке и брюкам приметывают или прикалывают заготовленный пояс.

На второй примерке уточните общее облегание и посадку изделия на фигуре, положение линии талии.

Обратите внимание на то, как вметан воротник, нет ли перекосов, симметричны ли концы, не тянет ли подборт.

Проверьте, как вметан рукав, распределение посадки, форму оката, детали отделки, при необходимости внесите изменения.

Уточните линию низа изделия. Удобнее всего это выполнить при помощи длинной линейки. На ней сделайте отметку длины юбки, т. е. расстояния от пола до края юбки. Передвигая линейку и придерживая ее в строго вертикальном положении, делайте отметки булавками или тонким мылом через небольшие промежутки (10-15см). Сняв изделие, разложите его на столе и соедините отметки при помощи линейки прямой линией. Линию низа прометайте цветной ниткой, отметьте припуск на подгиб. Излишки и неровности припуска нужно подрезать, затем заметать низ юбки.

Если на второй примерке вы обнаружите некоторые недостатки, сразу же исправьте их, распоров швы и заново выполняя отдельные строчки.

Если платье отрезное по талии, то ко второй примерке сметывают шов соединения лифа с юбкой.

Приемы и последовательность обработки всех деталей и основных швов приведены в соответствующих разделах.

Надев изделие на фигуру, закалывают застежку и смотрят, хорошо ли оно сидит, нет ли заломов и других дефектов. При необходимости намечают исправления, как и при первой примерке.

План-конспект урока технологии

Ф. И. О. Учителя: Московкина С. Р.

Дата: Класс: 8

Тема : Подготовка плечевого изделия к 1 примерке. ТБ, СГТ. ОРМ.

Цель: Подготовить изделие к первой примерке.

Задачи:

    Повторить тему «Подготовка деталей кроя к обработке». ТБ, ОРМ.

    Совершенствовать знания и приёмы подготовки изделия к примерке. Дополнить знания учащихся о способах наиболее распространенных дефектов, выявленных в процессе проведения примерки. Контроль качества. ТБ. Профориентация. Воспитание точности, внимательности, взаимопомощи, уважения друг к другу.

    Формирование навыков совместной деятельности учащихся, умение работать в группах; доводить начатое до конца. Воспитание культуры труда.

План урока:

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала.

    Вводный инструктаж и практическая работа.

    Заключительный инструктаж.

    Уборка рабочих мест.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, работа с инструкционными картами, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа.

Оборудование – для учителя: выкройка; образцы швов; изделие, подготовленное к 1 примерке; ножницы; цветные карандаши.

Оборудование - для учащихся: детали кроя,мел, ножницы, булавки, иглы, лекала, утюг, тетрадь, инструкционные карты.

Литература: «Технология 9 класс», К. Устемиров, Алматы «Мектеп» 2005.

Ход урока:

    Организационный момент .

Приветствие, установка должной дисциплины в классе, проверка отсутствующих, готовности к уроку. Объявление темы и цели урока.

    Повторение пройденного материала.

    Что значит подготовить ткань к раскрою?

    Что надо учитывать при раскрое выкройки на ткани?

    Для чего наносят линии середины на деталях кроя?

    Для чего скалывают крой булавками?

    Почему от раскладки выкройки на ткани зависит качество изделия?

    Какие величины припусков даются к основным срезам плечевого изделия?

    Почему отмечают основные линии (линию середины, талии, бедер), контрольные точки?

    Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с иглами, булавками, ножницами, утюгом, на швейной машине?

    Вводный инструктаж и практическая работа.

И тема сегодняшнего урока Подготовка изделия к 1 примерке ”. Это еще один из этапов в подготовке к пошиву плечевого изделия.

В тетради запишите: дата, тема урока.

Подготовка деталей кроя к обработке.

После раскроя изделия по нанесенным на ткань меловым линиям, по линиям вытачек и складок прокладывают силки и разрезают их.

Посередине лицевой стороны спинки, переда, наносят прокладочные швы. Сметывают рельефы полочки и спинки (бочок с серединой полочки, бочок с серединой спинки). Далее сметывают вытачки на лифе: правую - сверху вниз, а левую - снизу вверх.

Плечевые срезы сметывают со стороны спинки, распределяя посадку посередине плеча, спинки. Боковые срезы также сметывают со стороны спинки.


Подготовка к примерке.

Примерка - ответственная и сложная операция, благодаря которой устраняют все неточности раскроя, "подгоняют" фасон к данной фигуре.

Количество примерок может быть разным (обычно от одной до трех) и зависит от того, насколько точно было скроено изделие, от особенностей фигуры, а также от сложности выбранного фасона.

Не следует делать слишком много примерок, так как необработанные края деталей деформируются, что испортит вид готового изделия. Особенно осторожно надо обращаться с легко растягивающимися тканями из искусственного шелка и штапеля. В изделиях из этих тканей полезно до примерки проложить по краям отдельных деталей стежки или приметать кромки, которые предохранят вырезы от растягивания.

Во время подготовки изделия к примерке используйте булавки, нитки, остро заточенный мел, остаток (обмылок) туалетного мыла. Для хлопчатобумажных тканей применяют резец, для шерсти и шелка - мел, мыло или силки из ниток.

После раскроя, перед примеркой на изделии прокладывают нити, обозначающие центры переда и спинки, контрольные точки для соединения отдельных деталей, обозначают все линии фасона. Резцом или мелком линии прокладывают сразу на двух слоях ткани. Сначала нужно обвести выкройку, потом отколоть ее, сложить правую часть детали с левой, чтобы контуры их строго совпадали, и "отбить" мел на нижнюю деталь. Если линии обозначились плохо, обвести их еще раз. Есть и другой способ перенесения линий. Обмелку делают мелом или мылом и линии на вторую деталь переводят при помощи булавок. По их отметкам вновь. проводят линии.

По проложенным линиям детали сметывают от середины к краям, то есть соединяют сначала внутренние линии вытачек, складок, а затем плечевые и боковые швы, воротник, а затем правый рукав. При необходимости заготавливают подплечики и отделочные детали (карманы, оборки, вставки и пр.). При сметке плечевых швов (если на спинке нет линий рельефов, упирающихся в плечевые срезы) ткань припосаживают для правильного облегания. Посадку увеличивают для более выпуклой спины или развитых лопаток и распределяют по плечевому шву спинки. Вместо посадки закладывают вытачку, размер которой определяют во время примерки.

Прежде чем сметать тот или иной шов, его закалывают булавками, которые ставят поперек, чтобы они не мешали стежке. Если платье цельнокроенное, первую булавку ставят по линии талии и затем вверх и вниз от нее. Плечевые швы складывают с концов к центру, рукава - сверху и снизу к центру шва, верхний воротник с нижним - от середины к концам, лиф с юбкой - от середины спинки и полочки к боковым швам, юбку - от линии бедер вверх и вниз, вытачки - от узкого конца к широкому.

При объяснении нового материала использую итк, детали кроя, изделие учащегося подготовленного к примерке, демонстрирую приемы выполнения работы.

Девочки приступают к практической работе. Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за соблюдением правил ТБ, исправляю ошибки при выполнении работы, комментирую их.

    Заключительный инструктаж.

Подвожу итог урока. Анализ работы на уроке. Подведение итогов работы, проверка практических работ, демонстрирую лучшие работы, отмечаю учащихся.

Выставление оценок.

Д/з.: закончить практическую работу по подготовке изделия к примерке, принести швейные принадлежности.

    Уборка рабочих мест.

Учащиеся убирают свои рабочие места.

Дежурные убирают кабинет.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook