Современное построение процесса воспитания. Доклад "системное построение процесса воспитания" Современные концепции воспитания

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8 % всех детей), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Во многих педагогических источниках можно увидеть утверждения о том, что сегодня нужен «новый подход к пониманию процесса воспитания», или «свежий взгляд на воспитательное воздействие», или нужны «новые черты, присущие сегодняшнему педагогическому общению». Что же это означает для учителя-воспитателя?

Новый взгляд на воспитание с позиции культуры предлагает Н.Е. Щуркова с учётом того, что «наше общество осуществляет попытку войти в контекст общечеловеческой культуры». Сегодня в школе нагружается память учащихся, наращивается его эрудиция, но, к сожалению, не происходит самого главного - реального включения молодого человека в контекст культуры. Она предлагает учительству усвоить новую технологию общения, сочетающую в себе социальные ценностные требования и свободу выбора ребёнка как личности.

Профессиональное умение общаться с детьми - это значит: уметь реализовать функции открытости ребёнка на общение, оказывать ему помощь в общении, возвысить его поведение до уровня культуры. В.П. Созонов предлагает следующий подход к воспитанию: не от общества, а от ребёнка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена не от общественных потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который стремится понять себя, найти своё место в жизни, выразить, реализовать себя.

А.И. Малекова утверждает, что все точки зрения на современное воспитание можно объединить в две группы:

А) формирование личности и управление ею;

Б) гуманистическое обращение к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей и на этой основе - к социализации.

Поэтому современный педагог - воспитатель без осмысления вышеназванных подходов к процессу воспитания не может вести целенаправленный процесс по созданию условий для развития личности учащегося. Необходимо работать с реальным учеником, влиять на его индивидуальное сознание, ориентируясь не на внешние заданные параметры его воспитанности, а на его внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения и личностного роста. А для этого лучше всего использовать игровые, театрализованные, ситуативно-творческие методы и формы воспитательной работы, которые стимулируют активную деятельность учащихся, побуждают их размышлять, вести диалог, принимать решения. О формах и методах на современном уровне хорошо отражено в книге В.М. Лизиненко «Приёмы и формы в воспитании». Всё это создаёт предпосылки для становления творческой индивидуальности, личностного образа ребёнка.

Сегодня искусство воспитания основано на научно-теоретическом фундаменте, который наращивается методиками, технологиями. А затем и рекомендациями инструкциями, советами. Педагогу, воспитателю, прежде чем вести воспитательную работу, необходимо быть осведомлённым в приоритетных ценностях каждого воспитанника, которыми наполнена их жизнедеятельность, а для этого ему самому следует осваивать педагогику ценностей и смыслов.

Исследования учёных показали, что на первый план учащиеся ставят самореализацию и саморазвитие, доброжелательные отношения, взаимопонимание.

Сегодня педагогу предстоит продумать смысл и стратегию личностно ориентированного воспитания, целью которого является развитие интереса растущего человека в себе:

А) своему внутреннему миру, своему характеру, своим отношениям с людьми;

Б) развитие способности и умения понимать другого человека, заботиться о нём, сотрудничать с ним;

В) формирование способности делать жизненные выборы в интересах своего развития и помощи личностному росту других людей. (С. Д. Поляков) Сегодня важно подготовить «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно вписаться в контекст современных цивилизационных процессов.

О.С. Газман предложил 5 направлений в воспитании: здоровье, общение, учение, досуг, образ жизни.

В итоге всех предложений предлагается использовать следующие направления: воспитание гражданина, развитие отношения к себе и окружающим людям, воспитание уважительного отношения к законам, воспитание бережного отношения к природе, воспитание носителя культуры, воспитание здорового образа жизни, воспитание труженика, приобщение к общественной жизни коллектива. Эти направления отражают реалии сегодняшнего дня и позволяют логически выстраивать систему воспитательной работы как в масштабе класса, так и в масштабе школы.

Сегодня актуальным стало составление целевых комплексных программ. Она составляется на основе анализа результатов своей деятельности в предшествующем году, видел не разрешённую проблему в работе с группой и составил целевую программу по реализации этой «кричащей» проблемы, которую нужно решить в ближайшей перспективе. Воспитатель, классный руководитель, посоветовавшись с группой, классом, может выбрать одну из целевых комплексных программ или предложить свою, а затем в течение учебного года развивать её со своими воспитанниками. Примерный перечень программ может быть следующим: «Экология», «Милосердие», «Миротворчество», «Я» в мире и мир в моём «Я», «Добро, Истина, Красота», «Родословие», «Отечество», «Культурное наследие», «Сознательная дисциплина» и другие.

Чтобы применение программ было оптимальным, важно себе ответить на вопрос, какое место она займёт в воспитательной работе: лидирующее, задающее основную линию воспитания или развивающее укрепляющее воспитательную работу, или дополняющее воспитательную работу новыми красками.

Возвращаясь к трудам Н.И. Диреклеевой нужно отметить, что примечательным в них является наличие диагностической программы по каждому из предполагаемых его направлений, что существенно упрощает деятельность воспитателя, классного руководителя. Диагностика в настоящее время должна занять одно из ведущих мест деятельности педагога-воспитателя, ибо она позволяет ему собрать необходимую информацию в сравнительно короткое время, определить уровень особенностей личностного качества учащегося, особенно наших детей с ОВЗ, наблюдать динамику духовного роста воспитанников, видеть промежуточные результаты своей деятельности и прогнозировать развитие изучаемого явления. Педагоги сегодня делают попытки составления своей программы педагогического диагностирования личности учащегося, его родителей, классного коллектива, выстраивая её в определённой системе, логике и последовательности, но, к сожалению, всё это удаётся далеко не всем. Это происходит по ряду причин, но одна из них наиболее существенная - недостаточное соблюдение логики деятельности воспитателя. «Необходимо, чтобы каждый воспитатель чётко осознавал свои функции в обслуживаемой им педагогической системе и определял, исходя из изложенного, логику своей деятельности». (Ю.П. Сокольников) Причём эта логика должна соблюдаться в тесном единстве в масштабе школы.

Следовательно, современному воспитателю, учителю нужно обладать логичностью мышления и постоянно работать над его развитием, совершенствованием, критически анализируя и оценивая себя как воспитателя. Чем более развита логичность мышления у педагога, тем быстрее и успешнее он овладевает научно-обоснованной логикой педагогической деятельности.

Современные концепции воспитания и их использование в педагогической деятельности.

Педагогам как профессиональным воспитателям необходимы сегодня представления о современных концепциях воспитания для того, чтобы произвести обновление и совершенствование воспитательной деятельности. К сожалению, внесение локальных или модульных изменений в воспитании не приносят желаемых результатов. Необходимы более существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые осуществимы лишь при системной организации мышления и действий воспитателей и воспитанников.

В настоящее время нам известны следующие концепции воспитания учащихся:

1. Системное построение процесса воспитания. Педагогическое диагностирование учащихся.

2. Системно-ролевая теория формирования личности.

3. Формирования образа жизни, достойной Человека. Педагогические технологии в работе классного руководителя, воспитателя. Педагогическая техника учителя.

4. Воспитание ребёнка как человека культуры.

5. Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития.

6. Самовоспитание школьника.

7. Воспитание на основе потребности человека.

8. Воспитание как педагогический компонент воспитания ребёнка.

Концепция системного построения процесса воспитания.

В этой концепции восприятие рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития.

Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе.

Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям :

1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях.

2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями.

3. Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности.

4. Составление плана воспитательной работы по следующей схеме:

Общечеловеческие ценности

Ноябрь 1-я неделя

Ноябрь 2-я неделя

Ноябрь 3-я неделя

Ноябрь 4-ая неделя

1. Человек

5. Культура

6. Отечество

Воспитательная система школы - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка

Автором концепции является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Воспитание он рассматривает как процесс человековедения (человековедение - вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

Цель воспитания - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Задача воспитания - формирование у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учётом этапов развития личности.

Концепция «системное построение процесса воспитания» В.А. Караковского и других авторов предполагает обязательное изучение отдельной личности учащегося, его родителей, классного и школьного коллективов. Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личности учащегося и проявление её индивидуальности (ход развития). Это даёт возможность постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми.

Концепция формирования образа жизни, достойной человека.

Создателем этой концепции является профессор Надежда Егоровна Щуркова. Образ жизни, достойной Человека - это бытие человека в мире, стремящегося к истине, добру и красоте.

Воспитание автор определяет как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, это нечто разумное, моральное, созидательное, способное творить и исполнять миссию человека.

В этом заключается триединство - разумного, духовного и творческого в жизни человека. Другими словами, жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Научить школьников искусству поиска смысла жизни, помочь ему не только в ситуации нравственного выбора, но и выбора лучшего себя - профессиональный долг истинного воспитателя.

Проповедуя диалогическое воспитание, автор рекомендует воспитателям организовывать размышления детей над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями и действиями. Это сообщения детей о том, что произошло с ними за последний час, день, месяц, четверть, год. Воспитатель, получая представления детей о жизни, объединяя разрозненные факты их жизни в нечто цельное, направляет их к поиску Истины, Доброты и Красоты.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьников. В программе определены педагогические задачи в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.

Современные воспитательные концепции прилагаются к данному докладу.

В теории и практике воспитания различают три основные цели:

1. Идеальная цель - это некий идеал, к которому стремятся общество, школа, педагог;

2. Результативная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося(, который планируется достичь за определённый промежуток времени;

3.Процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств ученика (учащегося).

В процессе целеполагающей деятельности воспитателя, классного руководителя каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива и спецификой условий его жизнедеятельности.

Права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Советы воспитателю и классному руководителю

Дети учатся у жизни! Помни!

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;

Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым;

Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей;

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Система правил, реализуемых в гуманистически-ориентированном воспитательном процессе (по О.С. Газману)

Истинная самореализация педагога - в творческой самореализации ребёнка;

Ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;

Всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении, постоянном развитии;

Все трудности непринятия в поведении ребёнка преодолевай нравственными средствами;

Не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;

Дети - носители грядущей культуры; всегда критически соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - это конструктивный диалог культур;

Не сравнивай никого ни с кем, этически корректно сравнить можно только результаты действий;

Доверяя - не проверяй!

Признай право растущей личности на ошибку и не суди за неё ребёнка;

Умей вовремя признать свою ошибку;

Защищая ребёнка, учи его защищаться.

Скачать Чтобы скачать материал или !

В концепции воспитания - целенаправленное управление процессом раз­вития личности. Главное в нем - это создание условий для целе­направленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Воспитательные задачи:

1) формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;

2) формирование гражданс­кого самосознания, самосознания гражданина, ответствен­ного за судьбу своей Родины;

3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

4) разви­тие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;

5)формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализа­ции.

Принципы воспитатель­ного процесса.

а) личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, уважительные отно­шения между педагогами и детьми,

в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;

д природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей уча­щихся

е) культуросообразностъ воспитания, т.е. опора в воспи­тательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Основу содержа­ния воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечелове­ческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, иI показывает их значение для содержания и организации воспитательного.

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержа­ния и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

Первый путь - создание комплексной программы воспи­тания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

Второй путь - формирование отдельных целевых про­грамм, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане Рос­сии» и др.;

Третий путь - разработка совместно с детьми своеоб­разных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.

Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего разви­тия учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции, одно­временно являющиеся разработчиками теоретических и ме­тодических основ использования системного подхода в вос­питании, понимают «целостный социальный организм, воз­никающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллек­тива, его психологический климат». Разумеется, что систе­ма воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

Наличие разделяемого и принимаемого как взрослы­ми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее ме­сте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

Событийный характер в организации жизнедеятельно­сти людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

Формирование здорового образа жизни учебного заве­дения, в котором преобладают порядок, позитивные цен­ности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздни­ки и будни);

Педагогически целесообразная организация внутрен­ней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитатель­ных возможностей внешней (природной, социальной, ар­хитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

Реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность кото­рой строится на основе гуманистических ценностей.

Требования к осуществлению воспитательной деятельности:

а) этот вид деятельности не формально, а реально соот­ветствует целям воспитательной системы;

б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

в) педагогический коллектив высокопрофессионально вла­деет методикой его использования в воспитательном процессе;

г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;

д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

В образовательном учрежде­нии воспитательная система выполняет следующие функции:

1) развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитатель­ных воздействий;

3) регулирующую, связанную с упорядочением педагоги­ческих процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

4) защитную, направленную на повышение уровня со­циальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрали­зацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

5) компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недоста­точного участия семьи и социума в обеспечении жизнедея­тельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и об­щения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

Выделяются две группы критериев с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне раз­вития воспитательной системы и ее эффективности.

I группа - критерии факта.

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответ­ствие содержания, объема и характера воспитательной ра­боты возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправлен­ных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласо­ванность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллекти­ва, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые меж­возрастные связи и общение. Педагогическая часть коллек­тива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко разви­то коллективное самосознание, «чувство школы». Школь­ный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность воспитательных воздействий в ком­плексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование пери­одов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яр­кими, праздничными событиями, фокусирующими глав­ные черты системы.

II группа - критерии качества.

1. Степень приближенности системы к поставленным це­лям, реализация педагогической концепции, лежащей в ос­нове воспитательной системы.

2. Общий психологический климат школы, стиль отно­шений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защи­щенность, комфорт.

3. Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии

с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из такого понимания термина «концепция», можно дать определение концепции воспитания как системы взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности. Поэтому при представлении и разъяснении положений концепций воспитания на ми используется следующая схема их изложен мя.

Определение понятия «воспитание».

Цель и принципы воспитания.

Механизм воспитания.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а следовательно, избавляет читателя от необходимости концентрировать свое внимание на каких-то частных деталях, изобилие которых затрудняет целостное восприятие концепции ученого и не способствует формированию у него самого системного видения процесса воспитания.

Системное построение процесса воспитания

Проект этой концепции был разработан в 1991 голу учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены.в книге «Воспитание? Воспитание... Вос-питание!». Ее авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский. Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание рассматривается какцеленаправленноеуправление процессом развития личности . Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.



Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные понятия:

в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания. Разработчики концепции обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины исков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверх цели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.



В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти вспомогательных задач . Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радио передач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов – дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа. Вторая, не менее важная задача – формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины. Третья задача – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. Четвертая – развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности. И пятая – формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации. Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.

Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции рольпринципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:

1) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к. мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

3) средовой подход в воспитательной деятельности , т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей , в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

5) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

Определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

Опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

6) культуросообразность воспитания , т.е, опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

7)эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка

Содержание воспитательного процесса Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек Семья, Труд, Знания, Культура. Отечество, Земля. Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

«Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Но ни в одном вопросе не было столько путаницы, лицемерия и демагогии, как в этом. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания становится действительно реальной ценностью.

Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Важно чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека - это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.

Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети - главный признак семьи. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. Перестройка взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назначения требуют и времени, и определенных условий. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Труд - основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания - результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика. В широком смысле знания - это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, которые является для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Глубина - это понимание сущности предмета или явления, приближенности к истине. Здесь первый план выходит способность мыслить, понимать, Анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. происходят наиболее ценные мыслительные операции. Прочность знаний полагает их быстрое и точное воспроизведение, что дается, в основном, тренировкой и памятью. Разнообразие знаний - это широкая информированность, предполагающая знание не только программного, но и дополнительного материала. Это знания, приобретаемые добровольно, из интереса, любознательности или выгоды. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера,

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразности. Задача педагога - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность. Шекспир и Пушкин пришли к одному выводу: причина всех человеческих бед - в невежестве. Интеллигентность - антипод хамству и невежеству. Сегодня это особенно актуально, ибо мы переживаем разгул практицизма. Идет мощная коммерциализация духовной сферы, в особенности искусства. Прагматики грубо срывают с него покров таинства высокого творчества, деформируют эстетические вкусы молодежи, подсовывая ей порнографию и жестокость. Многие великие мира сего видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений. Выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, - она является главным гарантом духовного бытия общества.

Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А.С. Пушкин: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает "эффект маятника", школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу исторической неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека - жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок - естественный философ, которого волнуют мировые проблемы. Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный характер. Вначале это некая метафора, миф, сказка. Потом настает время накопления информации. В ранней юности образ мира нередко окрашен в романтические тона. В старших классах наступает пора реализма, основанная на научном познании. По мере постижения действительности образ мира все усложняется, приобретая множество дифференцированных признаков. Педагоги должны помочь школьнику представить целостность, неделимость мира, взаимосвязь всех мировых процессов, помочь осознать себя частью этого громадного целого, научить дорожить им как величайшей ценностью. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира; неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания - преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное - создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иногда решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. В определенном смысле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности решаются сегодня через школу и при ее участии».

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям

первый путь - создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

второй путь формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;

третий путь -разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.

Возможен и четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:

Мир

Механизм воспитания, Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции, одновременно являющиеся разработчиками теоретических и методических основ использования системного подхода в воспитании, понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нес признаками:

наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (Событийность и повседневность, праздники и будни)

педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо, с одной стороны, использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой выделить в широком спектре деятельности какой-то вид в качестве системообразующего, играющего первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:

этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;

он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;

формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;

существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влиянии в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело. Нередко ключевое называют «крупной дозой воспитания», так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все школьники с 1 по 11й класс, все педагоги, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе.

Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:

развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Однако процесс становления и функционирования воспитательной системы не протекает спонтанно, а происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной системы, но мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: моделирование строящейся воспитательной системы, организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности, корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Критерии показатели эффективности воспитательного процесса. Так как ключевым понятием концепции является воспитательная система, то и критериально-диагностический аппарат разрабатывался для оценки состояния и результативности функционирования этого педагогического феномена. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет: а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности

Понятие воспитания.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Является частью процесса социализации.

Цель воспитания.

Цель – свободная, всесторонне развитая, гармоническая личность.
Однако каждый педагогический коллектив должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

Воспитательные задачи:

1) формирование целостной картины мира;

2) формирование гражданского самосознания;

3) приобщение к общечеловеческим ценностям;

4) развитие креативности (творческости) как черты личности;

5) осознание собственного «Я» помощь в самореализации.

Принципы воспитательного процесса:

1) личностный подход в воспитании;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;

3) средовый подход в воспитательной деятельности;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей;

5) природосообразность воспитания (учет половозрастных особенностей);

6) культуросообразность воспитания;

7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

– создание комплексной программы воспитания в образовательном учреждении, построенной на этих ценностях;

– формирование отдельных целевых программ;

– разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы, основой
которых являются общечеловеческие ценности.

Механизм воспитания

Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы образовательного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия мя всестороннего развития учащихся.

В практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело (нередко называют «крупной дозой воспитания»).

Критерии и показатели эффективности

Первая группа – критерии факта (позволяют ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система).

Вторая группа – критерии качества (позволяют определить уровень развития воспитательной системы и ее эффективности). Это степень приближенности к поставленным целям, общий психологический климат, уровень воспитанности выпускников школы.

Конец XX века ознаменован новым направлением мировой, в том числе и российской, педагогической мысли по отношению к образованию:

– меняется взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, в основе которого проявляются гуманистические и творческие способы взаимодействия его участников;

– меняется представление о личности и ее роли в педагогическом процессе;

– подвергается пересмотру отношение к обучаемому как объекту педагогических воздействий. Закрепляется новое положение субъекта образования и собственной жизни, обладающих уникальной индивидуальностью. Педагогическая поддержка юношеской индивидуальности рассматривается как одна из главных целей образования.

Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно ориентированной парадигмой образования и теми его особенностями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для развития педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов.

Подход является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:

– основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;

– принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;

– приемы и методы построения воспитательного процесса.

Раскроем основные подходы к воспитанию.

Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяют наметить новые цели с учетом достигнутого и появившихся проблем.

Ценностный (аксиологический) подход. У мира педагогических ценностей две составляющие – ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-лич-ностные.

В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям.

Синергетический подход занимает все болееважное место в современном воспитании.

В последние годы возникла необходимость обращения к идеям теории самоорганизации, широко известной как наука синергетика . Это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией,
т. е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания.

Предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки.

Основные разработки синергетики связаны с вероятностным прогнозированием развития веера возможностей, который возникает при кризисных состояниях и разрушении старых структур, что обеспечивает переход системы в более высокое качество. Особое внимание уделяется способам заимствования возникающей системой энергии из окружающей, как правило хаотичной, среды, а также разработке методологии, обеспечивающей основу для существования и развития системы в режиме жизнеспособного компромисса. Синергетика дает научный анализ понятию «хаос», рассматривая его как источник развития.

Теория самоорганизации строится на утверждении, что существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием ее стабильного и динамического развития. Характерным качеством любой социальной системы является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, налицо развитие системы по направлению к целостности, упорядоченности, а с другой – целостность системы есть остановка в ее развитии.

Потенциал самоорганизации свойственен личностной характеристике россиянина как естественная потребность в нонконформистской, неадаптивной активности. Как возможность преодоления кризиса он присутствует в деятельности личностных структур сознания в виде генетической, национально сообразной потребности осмысливать ситуацию посредством специфически российской способности переживать, принимать близко к сердцу происходящее. Можно с уверенностью полагать естественное наличие задатков особой культуры переживания, которая проявляется в деятельности личностных структур сознания как основа его самоорганизации для мобилизации сил личности на преодоление кризиса. Главным условием, определяющим на сегодняшний день возможность обращения к педагогическому потенциалу синергетики, является перманентный кризис, в котором находятся все сферы российской жизни, в том числе и система образования, которая в целом подпадает под действие законов самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в постоянном состоянии неустойчивости.



Педагогическая перспектива синергетики в том, что в гуманистических образовательных системах она играет роль развивающего, ненасильственно «помогающего» фактора.

Синергетический подход рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности.

Следует отметить, что развитие личности как самоорганизующейся системы происходит посредством овладения социальными ролями, обеспечивающими социализацию, а затем и персонализацию человека. Личность одновременно и присваивает внешнее, и творит внутреннее, а по мере накопления опыта и развития творческих способностей преобразует внешнее и создает новое для себя и для других.

Синергетический подход позволяет характеризовать воспитательные системы, с одной стороны, как системы неупорядоченные, неравномерные и нестабильные, а с другой – как системы самоорганизующиеся.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook