То что имеет начало имеет конец. «Матрица»: Мысли о трилогии

Бхадараньяка Упанишада, 1.3.28.Приведи меня из нереальности к Реальности;
Приведи меня из тьмы невежества к свету Знания
Приведи меня от смерти к Бессмертию.
Да будет мир.
AUM asato maa sadgamaya . tamaso maa jyotirgamaya .
mR^ityomaa.r amR^itaM gamaya ..
AUM shaa.ntiH shaa.ntiH shaa.ntiH ..

Иса Упанишада, 11
Тот, кто знает и Знание, и действие, с помощью действия преодолевает смерть и с помощью Знания достигает бессмертия.
vidyam cavidyam ca yas
tad vedobhayam saha
avidyaya mrtyum tirtva
vidyayamrtam asnute

Мундака Упанишада, 2.2.5
В Нем соединяется небо и земля и все области в воздухе,
В Нем отдыхает разум и энергии жизни.
Узнай Его как Единственного и оставь все остальные слова, Он - мост к бессмертию.
yasmin dyauh prthivi cantariksam otam manah saha pranais ca sarvaih tam evaikam
janatha atmanam anya vacah vimuncatha amrtasya esah setuh

Катха Упанишада, 6.7
За пределами чувств находится разум, за пределом разума - причина, его сущность. За пределами причины - Дух в человеке, а за этим - Дух Вселенной, корень (evolver) всего.
indriyebhyah param mano
manasah sattvam uttamam
sattvad adhi mahan atma
mahato vyaktam uttamam

Катха Упанишада, 6.10
Когда пять чувств и разум спокойны, а причина сама отдыхает в тишине, тогда начинается Высший путь.
yada pancavatisthante
jnanani manasa saha
buddhis ca na vicestate
tam ahuh paramam gatim

Мундака Упанишада, 2.2.8
Когда Он виден в своей неотъемлимости и трансцендентности, тогда узы, что связывают сердце, разрываются, сомнения разума исчезают и закон Кармы более не работает..
bhidyate hrdayagranthis
chidyante sarvasamsayah
ksiyante casya karmani
tasmin drste paravare
***************************
Ошо

Живи каждый миг, с полным принятием себя, не создавая раздвоенности, и ты окажешься на пути к познанию себя. Самопознание – не является результатом прочтения Упанишад, молчаливого сидения и повторения «Ахам Брахмасни, я есть Бог». Все это глупые усилия. Тебе или известно, что ты являешься Богом, или нет. Ты можешь провести всю свою жизнь, повторяя «Ахам Брахмасни, я есть Бог». Вся твоя жизнь может уйти на повторение этих слов, но ты так и не узнаешь.

Если тебе это известно, нет нужды в повторении. Зачем тебе повторять это? Если знаешь, так знаешь. Если не знаешь, как ты можешь узнать при помощи повторения? Просто распознай заключенную в этом глупость.

Но именно этим занимаются в этой стране и в других странах, в монастырях и ашрамах. Чем там люди занимаются? Повторяют как попугаи.

Я даю вам совершенно иной подход. Это не заучивание Библии или Вед, чтобы вы стали знатоками, нет. Вы только приобретете знания. Как тогда вы сможете познать себя?

Отбросьте разделение: вся проблема заключается в раздвоенности. Вы противоречите самим себе. Отбросьте все идеалы, порождающие этот антагонизм в вас. Вы такие, как есть: примите это с радостью, с благодарностью.

Вдруг начинает чувствоваться гармония. Обе ваши личности, идеальная и реальная больше не сражаются. Они встретились и слились в одну.

В действительности это не печаль причиняет вам страдание. Страдание вызывается общепринятым представлением, что печалиться плохо и больно, и это становится психологической проблемой. И не сама злость приносит страдание; а представление о том, что злиться плохо, что злость создает психологическое возбуждение. Это только интерпретация реальности, а не сама реальность. Реальность всегда освобождает.

Иисус сказал: «Истина освобождает». И это имеет огромную важность. Да, истина приносит свободу, но не знания об истине. Будьте самой истиной, и она освободит. Будьте самой истиной, и она принесет освобождение. Вам не нужно прилагать усилия, вам не нужно ожидать его, оно происходит мгновенно.

Как стать истинным? Вы уже являетесь истиной. Вы просто переполнены фальшивыми идеалами: именно они порождают проблемы. Отбросьте идеалы: на несколько дней станьте просто естественным существом, как деревья, животные или цветы, примите себя такими, как есть. Поднимается великая тишина. Как может быть иначе? Отсутствуют интерпретации: печаль становится прекрасной, она несет глубину.

И гнев также является прекрасным, в нем есть жизнь и энергия. И секс также прекрасен, потому что он привносит креативность. Там, где отсутствуют интерпретации, все прекрасно.

Когда все прекрасно, вы расслаблены. В состоянии расслабления вы достигаете своего собственного источника, и это приносит самопознание. Припасть к своему источнику означает «Познать себя». Это не вопрос знаний, это вопрос внутренней трансформации.

Диалог в луже

Нео со Смитом впечатываются в землю с такой силой, что образуется воронка метров десять в диаметре, не меньше. Поскольку основной удар принимает на себя Нео, то он ещё некоторое время приходит в себя. Обессиленный, герой Киану Ривза лежит в луже, однако не сдаётся и пытается встать. Отчётливо видно, что это даётся ему нелегко. А тем временем Смит стоит над ним и произносит монолог, полный недоумения и отчаяния:

цитата
Смит: Почему, мистер Андерсон, почему, во имя чего? Что Вы делаете? Зачем, зачем встаёте? Зачем продолжаете драться? Неужели Вы верите в какую-то Миссию или вам просто страшно погибать? Так в чём же Миссия, может быть, Вы откроете? Это свобода? Правда? Может быть, мир? Или Вы боретесь за Любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия, хрупкие логические теории слабого человека, который отчаянно пытается оправдать своё существование, бесцельное и бессмысленное! Но они, мистер Андерсон, как и Матрица, столь же искусственны. Только человек может выдумать скучное и безжизненное понятие - Любовь! Вам пора это увидеть, мистер Андерсон, увидеть и понять! Вы не можете победить. Продолжать борьбу бессмысленно. (Нео наконец встаёт.) Почему, мистер Андерсон, почему Вы упорствуете?

Смит занимался поиском смысла жизни и путями саморазвития, как вы могли уже убедиться. Однако в своих исканиях он не смог преодолеть свой самый главный недостаток: эгоизм. Он так и не смог понять, что главная сила людей заключается в том, что они умеют жить не только ради себя. Помогая друг другу, опираясь на друзей и даря свою любовь, мы становимся сильнее и поднимаемся выше в своём развитии. Смит отвергает Любовь, Дружбу, Надежду, Веру и прочие проявления нашего иррационального “Я”. Но именно там мы ищем опору и поддержку, и находим её там. Аргументы Смита, несомненно, логичны и с точки зрения Разума безупречны. Всё это, конечно же, иллюзии. Но кто сказал, что Нео борется против иллюзий? Напыщенную тираду Смита Нео обезоруживает одной короткой фразой:

цитата
Нео: Потому что это мой выбор.

Этот диалог - вообще моя самая любимая сцена в “Матрице: Революции”. В нём в концентрированном виде заключена вся соль Трилогии.

Во-первых, она разъясняет, за какие идеалы всё-таки борется Нео. Вот за что боролся Морфеус, нам было чётко очерчено ещё в первой части. А вот мотивы Нео до настоящего момента были скрыты за мраком тайны. Морфеус сражается за Свободу, за абстрактную Свободу для всех людей. Позиция похвальная, но всё же достаточно ущербная. Его намерения - благие, однако известно, куда ими устлан путь. Его вариант Свободы исключает возможность Выбора. Будущее человечества видится ему свободным от оков Матрицы, причём мнения людей, которых существование Матрицы полностью устраивает, он не спрашивает. Логика Морфеуса - типичная логика революционера, который хочет осчастливить людей утопией, которая ему симпатична.

Нео же сражается за Свободу Выбора. Он сам прошёл по пути, в котором ему много раз приходилось делать Выбор, он достиг всего того, чего он достиг, благодаря тому, что ему позволили в своё время выбирать. Он в полной мере реализовал эту возможность. Кто он такой, чтобы лишать других данного права? И поэтому теперь сражается за то, чтобы каждый мог подняться до его уровня. Иными словами, Нео борется за то, чтобы люди имели возможность Выбирать и быть Избранными.

Во-вторых, здесь раскрывается подлинно христианская мораль Трилогии. Право на Выбор - между грехом и праведностью, между Раем и Адом, между добром и Злом - является краеугольным камнем христианского мировоззрения. “Почему на Земле столько зла и насилия, если Бог такой добрый”, - часто вопрошают критики христианства. На что его последователи отвечают: “Потому что Бог даровал людям право Выбора. Если бы он лишил нас возможности совершать злые поступки, мы были бы запрограммированными роботами, а не людьми”. Мораль первой “Матрицы” была революционно-бунтарской, которая вкратце сводилась к следующему: “А давайте мы убьём всех плохих людей, и тогда останутся одни хорошие”. Чем чревата такая позиция, братья Вачовски проиллюстрировали в сиквелах.

И, наконец, в-третьих. Нео борется за Свободу, Любовь, Мир и прочие идеалы, потому что это ОСОЗНАННЫЙ Выбор. Раньше ему лишь ПРЕДЛАГАЛИ его делать, тем самым искусстно манипулируя им, словно марионеткой. Обратите внимание: в финале Матрицы он не стал подлинно свободным, “Перезагрузка” продемонстрировала нам, что он продолжал выполнять прописанную свыше программу. Морфеус усиленно готовил его к миссии разрушителя Матрицы, Пифия постоянно говорила: “Cделай то, сделай это”. Все вокруг чего-то от него хотели и куда-то посылали. По большому счёту, он мало чем отличался от Ключника, который был создан, чтобы выполнить определённую задачу. Но Нео смог преодолеть чужую волю и нащупать свою дорожку в окружающем его хаосе. Внимательно выслушав советы Хаманна, Пифии, Морфеуса, Меровингена, сейчас он сражается не потому, что так ему посоветовали так сделать. До недавнего момента он лишь послушно играл ту роль, которую ему навязывали, теперь он достиг полной Свободы в своих поступках. Сейчас он стоит на страже всех тех идеалов, которые делают нас людьми, которые отличают нас от животных, живущих инстинктами, и от рационально мыслящих бездушных машин.

Финал битвы

Разъярённый Смит вновь набрасывается на Нео. Некоторое время они продолжает драться, обмениваясь эпическими оплеухами. Далее происходит на первый взгляд странное. Нео вдруг перестаёт сопротивляться, давая понять, что готов быть засмиченным. Смит какое-то время колеблется, чуя подвох:

цитата
Смит: Не подходите ко мне!
Нео: Чего же ты боишься?
Смит: Это трюк!
Нео: Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это действительно неизбежно.

Смит вонзает ладонь в тело противника. Нео стоит полностью расслабленный, пока происходит процесс его трансформации. Он спокойно принимает свою смерть. Секунда, другая, и вот Нео перестаёт существовать. Напротив Смита стоит ещё один Смит. Но праздновать победу последнему долго не приходится. Нео-Смита, Смита-победителя, и всех остальных населяющих Матрицу Смитов разрывает идущий откуда-то у них изнутри свет, и они тоже погибают.

Нео в этом сражении победил сдавшись. Такой финал лишь на первый взгляд кажется парадоксальным. На самом деле, ничего странного в нём нет. Силы противников были равны, причём мощь каждого из них стремилась к бесконечности, поэтому исключительно кулаками Нео одолеть Смита не мог. Не забываем, что за спиной у Смита - поддержка всей захваченной им Матрицы, Нео же черпает силу из Источника, причём неизвестно в каких количествах. Сначала Нео практически никакой лежит в луже, а уже через несколько мгновений буквально впечатывает Смита в стену воронки. А тот вылетает оттуда, как ни в чём не бывало, с воплями “Это мой мир! Мой мир!”, бодрый, пышущий энергией, и снова обрушивается на своего врага. Так что драка могла длиться чуть ли бесконечность, и никто так бы и не одержал бы в ней верх.

С другой стороны, не забываем, что Смит является отражением Нео. Во время этой драки противники несколько раз отлетают друга от друга таким образом, словно ударяются о поверхность зеркала. Смит - воплощение Эго героя Киану Ривза, следовательно, чтобы одолеть Смита, Нео нужно было сначала… победить себя!

Здесь братья Вачовски подводят нас к мысли, что насилие - не самый лучший выход в конфликтных сиуациях. В этом финальном поединке раскрывается пацифистская мораль Трилогии, которая противостоит бунтарской морали первой части. Чтобы проследить, как она зарождалась и развивалась, необходимо вернуться к сюжету “Матрицы”. Как Нео спасал Морфеуса, когда тот попал в плен к Агентам? Обвешавшись с ног до головы пушками, он ворвался в небоскрёб, и убил всех охранников, которые стояли у него на пути. Тогда он в буквальном смысле следовал заветам Морфеуса, который говорил, что всех защитников Системы нужно убивать без сожаления. Ибо пока они находятся по ту сторону баррикад, то являются врагами просто по умолчанию.

Нео пошёл по пути насилия, и результатом этих его действий стало освобождение агента Смита. Спущенный с цепи монстр был детищем именно его рук. Этот факт несколько раз подчёркивается в начале “Перезагрузки”. Здесь мы впервые встречаем Смита, когда тот передаёт послание для Нео со словами: “Он даровал мне Свободу”. Любопытно также, что регистрационный номер автомобиля, на котором Смит подъезжает к месту встречи повстанцев - IS5416, что означает цитату из книги пророка Исаии, глава 54, стих 16: «Вот, Я сотворил кузнеца (напомню, что “smith” переводится с английского как “кузнец”), который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Я творю губителя для истребления». Такой сюжетный поворот - достаточно красивая метафора. Поскольку любая социальная революция, сопровождаемая насилием, порождает подобных чудовищ. Робеспьер, Мао Дзе Дун и Сталин - вот лишь малое количество “воплощений” Смита в реальной истории.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Олег Галкин несколько упрощает образы великих революционеров, в которых иногда Нео перевешивает Смита/

Вызвав Смита на поединок, Нео продолжает использовать свою старую линию поведения - пытается одолеть Смита с помощью кулаков. Бьёт его в морду. И руками, и ногами. Но тот, похоже, с каждым ударом становился лишь сильнее. Только когда Нео впустил в свою душу мир, полностью освободившись от гнева и ненависти, победа над Смитом стала возможной. Радостный, Смит сделал своего врага частью созданной им армии. Однако замешанный на злобе, он оказался неготовым к принятию мира. И позитивная энергия Нео разорвала его изнутри.

Любопытно, что помимо пацифистского подтекста, в исходе противостояния можно усмотреть и другие смыслы.

Математический смысл финальной битвы между Нео и Смитом

Я уже писал, что отношения между Нео и Смитом можно трактовать как уравнение. Нео равен Смиту. Левая часть равна правой. Следовательно, всё их противостояние - это попытка решить уравнение. Однако невозможно физически устранить ни один из элементов уравнения, можно лишь перебрасывать его составные части с правой части в левую, и наоборот. И пока они оба живы, уравнение будет функционировать. Но Нео просто необходимо уничтожить Смита, что делать? В таком случае ему необходимо уничтожить само уравнение, то есть свести его к нулю. Если от левой части отнять правую, то оно будет равно нулю. Cмита он “заминусовать” не может, поскольку тот сопротивляется, поэтому ему ничего больше не остаётся, кроме как “заминусовать” себя. Смит не может существовать, если Нео мёртв - смысл уравнения теряется.

Буддистский смысл финальной битвы между Нео и Смитом

Путь Нео в Трилогии Матрицы можно считать символическим отражением пути правоверного буддиста. Буддисты верят, что всё, что нас окружает (всё, абсолютно всё!) является иллюзией. Земля является для нас юдолью страданий, поскольку мы, рабы причинно-следственной связи, вынуждены жить, умирать и вновь рождаться, жить, умирать, и вновь рождаться… И так до бесконечности. Лишь Нирвана - это такое состояние, на котором цикл перерождений обрывается - даёт избавление от всех страданий. Каждый уважающий буддист должен стремиться к Нирване. Чтобы достичь этого состояния, необходимо отказаться от всех устремлений, желаний, целей, прийти в гармоничное состояние с собой и природой, обрести внутренний мир.

Нео борется за иллюзии, и пока он борется, его борьба будет длиться бесконечно. Но когда он видит, что его выбор ведет лишь к дальнейшей бесконечной борьбе, то признает, что Смит был прав. Он отказывается от выбора, так как бороться бесполезно. Он оставляет все, как есть, и входит в состояние свободы от выбора, свободы от причинно-следственной-связи, отдается реальности, принимает ее такой, какой она является. Нео побеждает свое эго, смирившись, отбросив все устремления, желания, попытки выбирать и действовать. И во второй раз, на сей раз окончательно и бесповоротно, умирает. То есть достигает Нирваны.

Христианский смысл финальной битвы между Нео и Смитом

Нам, как наследникам христианской культурной традиции, этот подтекст наиболее очевиден. Нео повторяет путь Христа, который прошёл путём искупительной освобождающей жертвы. Подключаясь к Матрице, чтобы вступить в схватку со Смитом, он в буквальном смысле распинается, раскидывает руки в стороны. Распятие - вполне определенный жест. Если искать его антоним в языке именно жестов, то таким антонимом окажется боксерская стойка. Распятие - это раскинутые руки, это открытость и беззащитность. Боксерская стойка - предельная закрытость и враждебность к тому, кто стоит напротив. Этот визуальный образ и общая логика происходящего очень здорово соотносится с христианским принципом непротивления злу насилием. “Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую”.

Сам поединок Нео со Смитом можно сравнить с борьбой между Христом и Сатаной за души людей. Христос показал людям образец праведности, и взошёл на крест, чтобы открыть для нас врата рая. Считается, что до Христа в рай попадали сущие единицы, все остальные, какими хорошими бы они ни были, после смерти попадали сразу в пекло. Дьявол считал, что погубив Христа, он заполучил в свои руки очередного смертного праведника. Но просчитался. Ибо впустив в ад Сына Божьего, он столкнулся с силой самого Бога. И тот устроил в преисподней погром с разрушениями.

Самого Смита можно сравнить с Сатаной, который поднял бунт против Создателя. И приёмчики у него соответствующие - залезть в душу, преобразовать в себе подобного, утащить за собой…

Есть в этом эпизоде ещё одна христианская отсылка. Когда Нео вместе со Смитами погибает, Деус Икс говорит: “Свершилось!”. Согласно Евангелию, это была последняя фраза распятого Христа на Кресте.

Мусульманский смысл финальной битвы между Нео и Смитом

Последователи ислама также могут усмотреть в финальной битве отражение одного из важнейших принципов их религии. Речь идёт о джихаде. В массовом сознании европейцев джихад ассоциируется с массовыми набегами мусульман на своих соседей-иноверцев, которое сопровождается выкриками “Аллах Акбар!”. На самом деле, джихад - это в первую очередь духовная, внутренняя борьба. Борьба со своими пороками, страстями и слабостями. Она подразумевает духовное самосовершенствование и помощь ближним. Борьба за веру, конечно же, тоже приветствуется. Причём наибольшим почётом среди мусульман пользуются шахиды - это такие люди, которые жертвуют собой во имя веры, семьи, друзей или общины. Как шахид ведёт себя и Нео. Принимая мученическую смерть, он словно “взрывается”, а следом “взрываются” и все остальные Смиты.

Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав

Наблюдая за противостоянием иррационала Нео и рационала Смита, может сложиться обманчивое представление, будто братья Вачовски хотят нам дать понять, что чувства и эмоции для человека важнее, чем разум. Но они предостерегают от этого заблуждения, вложив в уста Нео короткую, но ёмкую фразу: “ Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав”. И в самом деле, нельзя не признать, что главный злодей Трилогии очень даже часто резал правду-матку, пусть зачастую она и принимала несколько извращённые и циничные формы. Человечество - вирус? Действительно, мы очень похожи. Смысла жизни нет, наше существование бессмысленно - тоже верно. Но самый главный урок Смита заключён в фразе: “Вы используете все мускулы, кроме основного, мистер Андерсон”. И в самом деле, как бы ни полагались на сердце, думать головой тоже никогда не бывает лишним.

Образ Нео призывает нас учиться прислушиваться к сердцу, образ Смита - не забывать держать включёнными мозги. По большому счёту, всё их противостояние, представляется мне иллюстрацией идеи, что в человеке всё должно быть гармоничным - и разум, и чувства. Но они редко пребывает в равновесии - наша жизнь состоит из борьбы между этими двумя началами человеческой природы. И чем лучше мы умеем усмирять эту бурю внутри нас, тем менее разрушительными оказываются последствия.

Ещё раз об Инь-Янь и индуизме

Как-то незаметно я вновь вернулся к уже упомянутому принципу Инь-Янь. Мне могут возразить, что китайская философия тут несколько притянута за уши. Мол, Инь-Янь получилось какое-то неочевидное, ведь Янь - это мужское начало, а Инь - женское. Нео со Смитом же оба - мужики. Непорядочек… Знаете, на эту тему у матричных фанатов есть шутка:

цитата
Cмит - это противоположность Нео.
Нео - высокий молодой человек со светлой кожей, короткими прямыми волосами и без вредных привычек. Тогда Смит должен быть маленькой пожилой чернокожей курящей женщиной с кудряшками. Следовательно, Смит - это Пифия.

Смех смехом, но в каждой шутке заключается лишь доля шутки. И данный случай - не исключение. Дело в том, что во время финального поединка Нео в самом деле сражался с Пифией! Пусть и засмиченной. На это есть целый ряд указаний:

1) Перед поединком в ответ на реплику Нео: “Сегодня всё кончится”, Смит саркастически ухмыляется: “Я знаю это. Я видел. Все мои воплощения будут наслаждаться шоу в сторонке. Ведь нам уже известно, кто сегодня выйдет победителем.”

Смит уверен в исходе поединка. Он знает будущее. Знает, что одержит победу. Эту информацию он получил от Пифии.

2) В воронке, после очередного обмена зуботычинами, Смита внезапно переклинивает. Он вновь, на сей раз несколько изумлённо, демонстрирует дар предвидения. Затем кратковременно над его телом берёт контроль Пифия, и Смит целыми страницами начинает цитировать её высказывания. После чего тут же забывает всё только что проговоренное:

цитата
Смит: Постойте. Я предвидел это! Это же… это конец! Да, я видел именно это место: вы лежите, а я, я стою здесь, вот здесь, и мы… и потом я что-то говорю. Ах да: всё то, что имеет начало, имеет и конец, Нео… Что? Что я сейчас сказал?

Заметьте. Смит всегда обращался к герою Киану Ривза вежливо-пренебрежительно: “мистер Андерсон”. И никогда не называл его “Нео”. Фразу же “Всё то, что имеет начало, имеет и конец, Нео” целиком и полностью произносила Пифия часом ранее.

3) И, наконец, самая яркая и недвусмысленная подсказка. Поданная прямо в лоб. Чтобы никто уже не сомневался. После поединка, когда все Смиты канули в небытие, камера вновь возвращается в воронку, и на месте, куда рухнуло тело Смита-победителя, мы видим… лежащее без сознания тело Пифии!

Таким образом, Нео действительно только что сражался с двумя противниками одновременно. Причём Пифия в своё время тоже сдалась Смиту без сожаления! Зачем ей это было нужно? Вернёмся к последнему диалогу между Нео и Пифией. Какова цель Архитектора? Сбалансировать уравнение. Какова цель Пифии? Помешать ему. Пока Нео сражался со Смитом, он невольно выполнял задачу Архитектора, пытался сбалансировать уравнение. Пифия же мешала ему это сделать. И только когда Нео свёл уравнение к нулю, эта борьба закончилась.

Кроме того, Пифия здесь вновь проявила свою сущность Кали, богини разрушения в индуистском пантеоне. Она привнесла в Матрицу хаос и беспорядок, она же и должна была её разрушить, тем самым до конца выполнив заложенную в неё функцию. Если Нео - Вишну, а Пифия - Кали, то Смит в таком случае легко ассоциируется с Шивой, индуистским богом разрушения. Его двуличность приходится как нельзя кстати. Ведь Шива и Кали - не две разные личности, а две ипостаси одного и того же божества, только Шива олицетворяет его мужскую ипостась, а Кали - женскую. Финал “Матрицы: Революции” - битва богов в прямом смысле этого слова.

Всё, что имеет начало, имеет и конец

Теперь, когда ясна идейная подоплёка финального поединка, дальнейшие события не кажутся такими уж странными. Роботы покидают Зион. Между людьми и машинами воцаряется перемирие. Архитектор предоставляет всем желающим возможность выйти из Матрицы. Впервые за всё время тучи рассеиваются, и из-за них появляется Солнце. Ползут титры, играет композиция “Наврас” - ремикс “Неодаммерунга”. Помимо уже звучавших, в ней слышны и такие слова: “Om shanti shanti shanti”, что означает «Да будет мир!»

«Наврас» также является словом на санскрите и переводится как «девять состояний в контексте состояний сознания, которые проявляются по время творческой деятельности”. Вот они: любовь, юмор, сострадание, гнев, героизм, тревога, отвращение, вера и мир.

Поле битвы - душа

Уфф! Замаялся! Подвожу итог. Первая «Матрица» отличалась от своих продолжений тем, что давала повод для поистине бесконечных интерпретаций - хоть в русле марксизма, хоть в ключе даосской философии. Брюс Стерлинг, один из отцов киберпанка, даже иронизировал по этому поводу: “Вачовские - это парни, которые могут совместить три разных континента в одном фильме и восемь разных философий в одной голове”.

Последующие сиквелы несколько подрастеряли свою многозначительность. Однако концовка “Матрицы: Революции” восстанавливает утерянные позиции. Она демонстрирует, что братья-режиссёры всё-таки не разучились жонглировать образами. Финальный поединок между Нео и Смитом может быть прочтён как с позиций пацифизма, так и в ключе христианской морали, индуистской мифологии, древнекитайской философии и чёрти знает чего ещё. Но с какой системой мировоззрения мы бы его не соотносили, основным его посылом, понятным каждому человеку, независимо от того, какой культурной традиции он придерживается, всё же остаются две вещи:

Самая главная победа в жизни человека - это победа над самим собой.
Наш самый злейший враг сидит внутри нас.

Анекдот в тему:

Почему, мистер Андерсон, почему, во имя чего? Что Вы делаете? Зачем, зачем встаёте? Зачем продолжаете драться?
- Так холодно же, блин, в луже лежать!

Финальную битву между Нео и Смитом можно посмотреть здесь (ролики - англоязычные). А вот, собственно, линки на саму драку. Герои лопочут там на буржуйском, правда. Но в тексте есть перевод всего проговоренного::

Мона Сэниа, философ
Уффф. Вот это дааа. Ну очень интересно было прочесть. Конечно так глубоко я не копала во время просмотров. Но вот про поединок Нео=Смит=Пифия думала примерно в таком же ключе. Упрощенном конечно.

Мона Сэниа, философ
Это видно. Я сейчас пошла остальные статьи читать. Очень интересно. Я «Матрицу» люблю, но у меня, как говорится, мозгов не хватит так в ней глубоко покопаться, так что воспользуюсь чужими трудами

Paf, философ
Хороший разбор полетов
Ощущение на данный момент, что этой трилогией братья себя и исчерпали, потому что даже отдаленно умного или интересного вроде бы ничего больше не сняли

Минск, авторитет
Спасибо!
Идея по-настоящему сильного постмодернистского произведения вынашивается годами. И требуется значительное для «перезарядки» впечатлений, чтобы создать что-то подобное ещё раз. Вот Квентин Тарантино, например, не снял со времён «Криминального чтива» ничего, что бы можно было бы поставить хотя бы вровень с «Чтивом». Хотя многие фильмы его последующие фильмы тоже не пальцем деланы.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Соглашаясь с умными мыслями, толкованиями, выводами Олега Галкина, напомню, что высший акт Богосаможертвоприношения, художественно явленный в кинооткровении "Матрицы", является логическим и эмоциональным общим знаменателем математического, буддийского, христианского, исламского и ведического (индуистского) его пониманий.

Кратко о статье: Не все, что имеет начало, имеет и конец Наше ожидание закончено. Матрица, как бы двусмысленно это ни звучало, теперь имеет конец. Что нам теперь остается, вернее, что нужно и должно сделать прямо сейчас - обобщить все это. Обо всем этом написать. Это мне. Прочитать и почувствовать. Это вам. Подумать, чем была и чем стала Матрица, что будет с ней дальше. Это нам вместе.

НЕ ВСЕ, ЧТО ИМЕЕТ НАЧАЛО, ИМЕЕТ И КОНЕЦ

Размышления о трилогии "Матрица"

"Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это и в самом деле неизбежно"

(Нео - Смиту)

Наше ожидание закончено. Матрица, как бы двусмысленно это ни звучало, теперь имеет конец.

Что нам теперь остается, вернее, что нужно и должно сделать прямо сейчас - обобщить все это. Обо всем этом написать. Это мне. Прочитать и почувствовать. Это вам. Подумать, чем была и чем стала Матрица, что будет с ней дальше. Это нам вместе.

"О чем вы говорите?" (Нео - Пифии)

Почему-то, кого ни спроси, выразить основную тему трилогии, пересказать ее суть никто толком не может. Скажите, о чем этот фильм? О любви? Да бросьте. Любовь там лишь средство найти главное. О войне? Увольте. И война лишь средство - для презентации кинотехнологий, для дрожи в коленках у зрителей, всем телом вовлеченных в смачную драку, и дергающихся вместе с Тринити, непроизвольно сжимая кулаки. О выборе? Ну, высокоинтеллектуальные товарищи найдут сокрытый смысл во всем, что Вачовские говорят со спокойным пафосом, выспренно-банально - и очень просто . Но вторичного смысла на деле нет, ибо иногда банан - это просто банан, а свобода выбора - насущная необходимость человеческого бытия, без которой жизнь не существует, потому что действительно: жизни без свободы нет.

Трилогия повествует о важнейших темах человеческого бытия. Звучит, может быть, пафосно, но так оно и есть. Она потому и трогает так сильно тех, кто решился в нее поверить, кто видит в мелькании рук-ног-пуль не столько action, сколько способ выражения - не отдельных мыслей, но комплексного образа, имя которому "Матрица". Получается, что Вачовские сняли фильм о смысле жизни.

"Боже ты мой, какой сюрприз!" (Пифия - Архитектору)

Но ведь фильмов о смысле жизни полно. Куда ни глянь вокруг - фильм о смысле жизни. Что ж теперь, "Возвращение" снято о том же, о чем фильм Вачовски?.. Придется все-таки уточнять, о каких конкретно ценностях и о каком смысле ведется разговор. Пока ведь никто не уточнил. Чувствуете ответственность нашей миссии?

"Пап, а ты с кем сейчас разговаривал?" (Нео - Архитектору)

Давайте сразу покончим с мнением, что "Матрица" (особенно вторая) - заумный и непонятный фильм, авторы которого проехались по мозгам зрителей и вставили в экшен огромное количество ненужной болтовни, философии и лишних героев. Это мнение тех, кто не удосужился ни вдуматься, ни всмотреться, ни даже запомнить сказанное. А между тем, если ты не разобрался в сюжете книги или фильма, то какова цена твоим выводам и толкованиям?

В моей практике "Матрица" - наиболее неправильно понятый и истолкованный массами фильм. Посмотрев ее несколько раз, вполне умные люди умудряются делать выводы и говорить вещи, совершенно не соответствующие и подчас даже противоречащие сюжету.

Причины, по которым многим кажется, что "Матрица" заумна, вполне тривиальны.

Во-первых, наш перевод - слишком русифицированный и художественный, особенно у ключевой в этом смысле второй части, которая несет большинство информации о мире Матрицы вообще. Вместо "исходник" (понятный компьютерный термин) говорят "источник" (мистико-сказочный), вместо оценивающе-спокойного "ты ответил быстрее, чем остальные" звучит игривое "а ты сообразительнее остальных", и так далее, временами - до полного абсурда. Диалоги с Пифией и с Архитектором, наиболее значимые для понимания сути происходящего, просто изуродованы, особенно последний. Конечно, зритель видит сплошные умствования - ведь русский Архитектор и в самом деле несет полухудожественную заумь, в то время как английский предельно точен в характеристиках и описаниях (что вообще свойственно тексту Вачовских - точность и исчерпывающая четкость).

Что еще хуже - помимо локальных неточностей и осознанных замен, в переводе всей трилогии присутствует системная переделка фильма переводчиками, которые, думая, что понимают философско-культурный бэкграунд мира Вачовских, стилизуют диалоги под это свое понимание. Если прочитать сценарии "Матриц" на английском, виден жестокий, техногенный мир с проблесками вечных таинств (Избранности, Предвидения, Выбора) - но таинств, намертво спаянных с четким математическим расчетом, сутью мира Машин. Культурно-стилистическая новизна Матрицы как раз в этом потрясающем симбиозе - наше, человеческое, тысячелетнее, соединяется с бездушным машинным, и органично существует в предлагаемом антураже. В русском переводе все те же слова - Избранный, Предвидение, Выбор - приобретают мистико-мифологический оттенок, наполняясь дешевой мелодраматикой.

И происходит главное: новизна культурного контекста, вложенного Вачовски, уходит, сменяясь привычными и сто тысяч раз сказанным "о вечных человеческих ценностях".

"Банальщина! - говорят зрители, выходя из зала. - Да еще и заумная какая!". Это проблема.

"Тэнк! У нас проблемы!" (Морфеус - оператору)

Еще одной причиной непонимания фильма является, пожалуй, определенная новизна контекста и бэкграунда, который не только незнаком большинству зрителей, но даже для любителей фантастики, привычных к фишкам вроде виртуальной реальности, весьма не прост. До меня самого, помнится, полный смысл первой части дошел только после второго просмотра, настолько идея была непривычна и нова. "Матрица" действительно относится к тем фильмам, которые нужно смотреть минимум дважды, что бы вы ни думали о своем IQ.

Само по себе это проблемой не является - например, "Космическая Одиссея 2001" также не может быть адекватно воспринята с первого раза; да мало ли таких фильмов! Почему-то никто не кричит об их ущербности. Как ни печально, причина в банальном нежелании многих зрителей вдумываться. Им лень, им неинтересно.

У такого подхода есть причина - при всей своей культурной ценности и подтекстах, "Матрица" в первую очередь похожа на боевик. Она подходит под него практически по всем статьям; по сути, им и является. Большинство идет на "Матрицу" смотреть фекты и драки, а моменты, которые не укладываются в привычный штамп боевика, просто-напросто отсекаются как излишние. Зачем они там пять минут разговаривали? Лучше бы Нео еще раз в морду дал!..

"Если эти индусы из поезда едут в Матрицу, значит выехали из реального мира? И что же они там делали? Ознакомительную экскурсию проводили? Этим же поездом, по словам индуса, доставляют контрабандные программы из Матрицы в реальный мир. То есть между людьми Зиона и Матрицей идет натуральный товарообмен! Борцы за свободу и справедливость, оказывается, торгуют с программами!" (Речь посетителя одного из онлайновых кинофорумов)

Третья проблема с восприятием "Матрицы" - ее трактовки. По своей сути и по подаче сюжета (закрученный, с большим количеством загадок, которые должны разрешиться в финале), "Матрица" предполагает наличие сонма гипотез и предположений у поклонников. Кому-то нравится играть в эту игру, кто-то плюет на это, выходя из зала разочарованным. Количество неверных трактовок "Матрицы" зашкаливает, переходя возможные пределы. Приведенный выше пример показывает, как на основе одного неверного допущения рушится вся система. Упомянутые программы везут из города Машин (а отнюдь не из Матрицы) свою "дочь" Сати, и везут ее как раз в Матрицу, к нейтральной Пифии "на сохранение". Об этом в фильме четко сказано - но неудачный перевод и невнимательность зрителя сводят стройность системы на "нет".

О стиле, режиссуре и образах

Вачовские, вопреки очень распространенному представлению об их режиссерском стиле, не прячут свою логику за умностями, не ищут философских глубин. Наоборот, они подают весь подтекст происходящего максимально открыто, проговаривают по слогам. В Матрице странная, не очень понятная для нас, но очень жизненная именно в таком мире логика - "Мы все сделали правильно" / "Почему ты так считаешь?" / "Мы все еще живы". Логика, которая постоянно подтверждается действием. Мессия - предельно простой человек, даже местами туповатый. И все остальное в этом мире максимально просто - особенно прописные и вечные истины, прожить которые нам дают в столь ситуационно новом антураже. Но в чем же, в таком случае, кроется авторский стиль братьев Вачовских?

Братья работают (и иронично играют) с языком символов и образов, находя архетипы и подтексты, которые легко срабатывают и поворачивают зрителя к той ассоциации, которая важна для понимания фильма. Не логика, не философия, а в первую очередь ассоциация - вот авторский режиссерский стиль Вачовских, используемый, как прием.

Белый Кролик один говорит сразу многое, равно как и зеркало, когда Нео принял пилюлю (Алиса в Зазеркалье, и связанный с этим сонм измененных состояний, деформаций сознания и т.д.).

Помимо этого, они умеют вместить большой объем совершенно новой информации в краткий эпизод - с помощью доступных на полусознательном уровне образов, параллелей, визуальных приемов, перекрестных ссылок фона, действия, слов. Идеальной в этом плане является сцена с Архитектором - суть происходящего передается с помощью экранов, на которых показаны разные реакции одного спектра, и сразу формируется несколько событийных пластов. А, например, сцена объяснения Морфеусом правды о мире, в котором мы живем? Кратко, эффектно, с показанной в конце батарейкой, как суммой всех человеческих грез и страданий, устремлений и высот.

Клиповая манера для углубленной передачи содержания, подобно тому, как построены фильмы канала "Дискавери" - вот что это такое. При этом, Белый Кролик, как и жонглирование мифологическими именами персонажей, не содержит глубинного внутреннего подтекста, он является прямым и понятным намеком, отсылкой к известным вещам. Ведь если удачно подобрана ассоциативная цепочка, не нужно думать и корпеть над разъяснением, искать ссылку у Бодрийяра, у неоплатоников, в античной мифологии и прочих излишних для понимания фильма трудах! Вачовские очень хорошо владеют метафорой, и передают с ее помощью все, что хотят сказать.

Культурная ценность творения Вачовских проистекает из двух источников - смелой фантазии и умения смешать форму с содержанием. Насчет фантазии все и так ясно - достаточное количество людей оценило идею о том, что окружающая нас реальность есть лишь фон для рабского сна на благо повелевающих нами машин. Но вот насчет умения смешать форму и содержание следует объяснить подробнее.

"Перестань пытаться ударить меня - просто ударь!" (Морфеус - Нео)

Вачовские "тащатся" от действия, и экшен для них - способ выражения всего на свете. Не случайно устами Серафа они говорят избитую фразу о том, что познать истинное лицо человека можно только в битве с ним. И все три фильма демонстрируют, что в мире Матрицы разум и сознание, физическое и духовное в человеке неразрывны.

Выражается это достигнутым Вачовскими уникальным синтезом в кадре кинематографической формы и смыслового содержания. Проще говоря, силой "Матрицы" является ее способность выразить совершенно посторонние вещи посредством обычной драки. Сцена тренировки Нео Морфеусом в этом смысле просто потрясающая - нам рассказывают, как устроен виртуальный мир, показывают край грандиозной тайны. А герои при этом всего лишь прыгают с места на место и долбят друг друга по башке.

"Ты думаешь, то, чем я дышу здесь - это воздух?!"

Мощь "Матрицы" как культурного феномена заключается и в том, что физическое действие в ней намертво спаяно с духовным, и без этого - никуда, такова логика их мира. Я очень ценю и уважаю, например, "Гамлет" Кеннета Браны - но драки там слабые. И в подавляющем большинстве других фильмов драки слабые - не в смысле "не крутые, как в "Матрице", а потому что бессодержательные. Отдельные от сюжета. Ничего, кроме самой драки, они не выражают. В "Матрице" - по-другому. Там каждый второй бой представляет из себя нечто большее, чем "мочилово".

Дерущееся тело используется как дополнительное языковое средство - физика тела, динамика его движений может очень хорошо передавать мысль, состояние, несовершенное действие, отношение и все остальное, что пожелает режиссер. Глупо отказываться от выразительного средства киноязыка, и уж тем более глупо приравнивать экшен Вачовских к экшену, скажем, в "Храбром сердце" или в "Гладиаторе".

Я не утверждаю при этом, что использование драки для показа других граней действия не существовало до Вачовских - но они, используя сюжетную подоплеку (в виртуальном пространстве можно все, мировые законы обходятся или ломаются), подняли это на совершенно новую высоту. Использовали и для передачи дополнительной информации, и как иллюстративный ряд, и как средство заворожить публику, и как способ передачи индивидуальных черт характера персонажей.

"А что будет, если я не справлюсь?" (Нео - Пифии)

Сложно сказать, справились ли Вачовские с поставленной задачей. Понятно, что по сборам кассовым они продюсерских целей достигли; общие сборы от "Матриц" приближаются к миллиарду, здесь не учтены дивиденды от продажи прав на использование матричной атрибутики в компьютерных играх, сувенирной продукции и т.п. Но удовлетворены ли режиссеры, и сняли ли они, в самом деле, хорошее кино?

Сказать сложно, ведь помимо выдающихся элементов есть в "Матрицах" и множество недостатков. Что ж, поговорим о них.

"Первая Матрица, которую я создал, была совершенна и прекрасна. Ее триумф был сравним лишь с ее же монументальным крахом" (Архитектор - Нео)

Первый и главный недостаток "Матрицы" - ее недостаточно высокий художественный уровень. Это касается и частых банальностей вроде "поцелуй меня перед тем, как я умру", и не слишком изысканного стиля режиссуры Вачовских в целом (хотя их уровень режиссуры выше, чем уровень сценариста). Это проявляется и в том, как в самый серьезный момент фильма совершается нечто китчевое и пафосное (о, как смачно в замедленной цифре Нео врезал Смиту, и как клево смялось его лицо!).

Взяв идею, которая является, без преувеличения, эпохальной (потому что очень актуально синтезирует техногенно-виртуальное и фантастическое с общекультурным и духовным), Вачовские со своим продюсером Сильвером превратили ее в почти чистый боевик, заменив все экзистенциальные открытия и познания на визуальные экзерсисы. По сути, мой плач сводится к тому, что сага из притчи превратилась в зрелищный боевик. Причина этого, как кажется, не в том, что Вачовские стремились "отбить бабки", а в том, что у них не хватило ресурсов. Зрелищный боевик можно совместить с серьезным кино - и "Матрица" наиболее близка к успеху из всех сделанных попыток. Но "почти" - не считается.

Говоря о недостатках, нельзя не заметить, что в фильмах трилогии слишком много привычного американского пафоса. Лучше бы его вообще не было (хотя это вряд ли возможно), но уж опошляющие моменты надо было убирать. Тринити должна была умереть без "изысков", максимально эффективно и обреченно - каким было все, что она делала в жизни. Опошлив ее образ пятиминутным спичем, чего добились Вачовские? Того, что зрители успели попрощаться с любимицей. При этом, разумеется, впечатление было переслащенное, и даже дети на просмотре (вернейший индикатор хорошего/плохого фантастического кино) стебались над сценой, которая должна была вызвать слезы. Представьте - если бы, очнувшись и ответив Нео: "Я здесь... Я с тобой", она бы просто вздохнула и умерла. По меньшей мере, в зале бы царила мертвая тишина.

Необходимость дополнительного тестирования

Другим недостатком "Матрицы" является некоторое количество багов чисто логического характера. Причем, если в первой части их просто нет (помимо нонсенса о том, что из человека может быть получена какая-то энергия, превышающая затраты на поддержание его существования), во второй их практически нет, то в третьей части логических идиотизмов несколько, и все они определяющего характера. Практически вся война с машинами представляет из себя предельный маразм, как со стороны машин, так и людей.

Клепание двухсот пятидесяти тысяч движущихся, потребляющих энергию механизмов - это не просто расточительство для эффективной машинной цивилизации. Это художественное преувеличение, близкое к полному бреду. Послав несколько машин-ракетоносителей, они взорвали бы оборону города несколькими атомными взрывами, обрушив свод безо всякого бурения, и устроили бы последующую зачистку оставшихся в живых.

Если с атомными взрывами слишком велика опасность потревожить остывающее земное ядро, или если машинам нужно не слишком сильно изуродовать город, чтобы сделать его отстройку зионцами после перезагрузки Матрицы возможной, долбанули бы нейтронной бомбой, и дело с концом - чистенький непотревоженный город без единого живого существа.

Военные действия со стороны людей также носят сугубо зрелищный характер. Даже в "Аниматрице" экзоскелетные мехи были закрытыми и бронированными - иначе как уберечься от щупальцев, которые за секунду разрывают человека в клочья? Я понимаю, что Вачовским нужно было оставить открытое пространство для показа человеческих лиц во время боя, для того, чтобы мехи остались очеловеченными, не такими же бездушными железками, как сами кальмары. Действительно, вся сцена с капитаном Мифуне очень сильна, и сцена его гибели, пожалуй, является наиболее впечатляющей во всем фильме. Но что стоило сделать мехи бронированными, а лицо Мифуне показать после того, как кальмары повредили мех и содрали часть оболочки?

Кальмары, летающие ордами туда-сюда вместо того, чтобы мгновенно и рассредоточено атаковать объекты первостепенной важности, поражают своей глупостью, особенно летающие вокруг бурильных машин и близоруко не видящие "подкрадывающихся" людей. У машин почему-то нет орудий дальнего боя, они бьются только в ближнем - это настолько примитивная тактика ведения боевых действий, что совершенно удивительно, как они умудрились выиграть в далеком прошлом войну у людей (в "Аниматрице", кстати, машинные армии применяли стрелковое оружие на всех уровнях, от пуль до межконтинентальных ракет).

Последним из крупных недостатков я бы назвал общую манеру подачи информации. Вачовские прекрасно справились с дополнительными источниками ("Аниматрица", игра Enter the Matrix), но прокололись с основным! После третьего фильма действительно слишком многое остается недосказанным - и не потому, что не хватило экранного времени, а потому, что диалоги выстроены максимально неинформативно. То, что кто-то, осмыслив и обдумав, понимает всю систему, и удовлетворяется Матрицей в целом, отнюдь не оправдывает Вачовских. Большинство зрителей ничего не обдумывает, продолжая пребывать в неведении, и имеет полное сказать с глубокомысленным видом: "А фигня все это! Матрица просто фантастика, не надо искать в ней смысл". Ведь это "просто" в понимании десятков тысяч зрителей губит фантастику как жанр.

Финальный бой жестоко обламывает тех, кто ждал поединка, достойного первой части (бой в метро, когда Нео "пытался поверить" - потрясающая сцена, полностью осмысленная как Нео, так и Смитом). Дождливый бой в "Революции" лишен смысла вообще - антагонисты просто носятся, показывая чудеса акробатики и зрелищности, и как-то так оказывается, что Смит сильнее, потому что "этот мир его". Осмысленности нет, от нее избавились, как от чего-то ненужного - осталась одна "драка". Enjoy.

"Зачем, мистер Андерсон?! Зачем вы встаете?! Почему продолжаете драться?! Я не понимаю..." (Смит - Нео)

Кто-то справедливо спросит: ну, и чего после всего этого поклонники так влюблены в Матрицу и так ее превозносят? Ответ, разумеется, прост.

"Шесть часов назад я сказала Меровингену, что пойду за тобой куда угодно, и что угодно за тебя отдам. Знаешь, что изменилось за эти шесть часов?.. Ничего" (Тринити - Нео)

Первый фильм трилогии близок к гениальности. Хоть многие критики видят в нем "просто прикольненький боевичок", тем не менее, "Матрица" - фильм новаторский, переворачивающий многие представления, как о сюжете, так и о стиле, и о кинопроизводстве. Одно то, что с 1999 года подавляющее большинство людей планеты судит о виртуальном пространстве, используя архетипы, привнесенные Вачовскими, не может не определять статус этой ленты. То же самое касается стиля - любой, я подчеркиваю, любой современный боевик (фантастический в особенности) снимается с использованием стилистических находок "Матрицы".

Определяя фильм в целом, я бы сказал, что Вачовские сняли культурную аллегорию, в рамки которой вместили новаторскую фантастическую концепцию (чисто сюжетную) и шикарные стилистические находки, которые, будучи собранными воедино, могут претендовать на авторский стиль.

Со второй и третьей "Матрицами" дело сложнее. Они на уровень слабее первого фильма - но, как ни парадоксально, улучшают его. Без этих продолжений лично я "Матрицу" теперь не воспринимаю. Достижение Вачовских в том, что все три фильма стилистически и концептуально едины, и что третий представляет из себя не неожиданную и непредсказуемую развязку (которой так жаждали многие), а конец логично пройденного пути.

Если смотреть непредвзято, ясно, что задача - обрисовать основные границы, законы и откровения нового фантастического мира ("Матрица-1") - была гораздо проще, чем показать весь его, полностью, со всеми ответвлениями ("М-2" и "М-3"). Кто-то спросит: "А зачем же его было полностью показывать? Взяли бы меньший размах, было бы меньше сложностей, все было бы понятнее!".

Не соглашусь. Ценность как раз в том, что сняли эпический фильм такого размаха и масштаба. Фильм о целостном мире Матрицы. Где стало возможным показать все. Здесь и головокружительные, раздвигающие границы сознания бои внутри Матрицы, и футуристически-техногенные сражения реальности. И стиль, и образ жизни, культура и философия свободных, спящих, и самих Машин, даже мысли и чаяния тех, кто живет в этом мире, органических, металлических или даже импульсно-цифровых живых существ . Строения, декорации, технологии, туманные пульсирующие пространства и черное небо, и солнце над ним, сумасшедшие скорости полетов и погонь, и каждая из деталей каждой из машин...

Размахнись Вачовские на меньшее - не было бы ничего. Отвлеченному зрителю, махнувшему на Матрицу рукой, невдомек, сколько бы он при этом потерял.

Заключительная часть трилогии сделана недостаточно качественно. Смысловые глубины к концу ленты сильно обмелели. Но в целом фильм серьезнее, чем многие утверждают. Хотя бы из-за того, что трилогия грамотно поднимает темы, которые нельзя оставить без осмысления. Нам же с вами остается осмыслить то, к чему мы, после дороги в три фильма и кучи дополнительных материалов, в итоге пришли.

"Все, что имеет начало, имеет и конец" (лозунг "Матрицы: Революции")

"- Лучше молись, чтобы мы больше не встретились.

- Мы и не встретимся" (последний разговор Нео и Архитектора)

"- А мы еще увидим Нео? Когда-нибудь?

- Думаю, что увидим. Когда-нибудь" (разговор Пифии и Сати)

Будет ли "Матрица" продолжена или нет, будут ли году в 200X начаты съемки следующей трилогии или приквела - мне неведомо. В конце концов, ответ на этот вопрос знает только Пифия. Безусловно, коммерчески успешный проект будет эксплуатироваться еще и еще - в 2004 выходит онлайновая игра "Матрица", и темы вселенной Вачовских будут развиваться как в компьютерном, так и в других жанрах. Неважно, как это будет сделано. Поговорим о раке и горе, когда тот заползет на нее и свистнет.

"- Ну и сколько, по-твоему, продержится этот мир?

- Сколько сумеют удержать" (разговор Пифии и Архитектора)

Не буду навязывать своей оценки; правда заключается в том, что для каждого "Матрица" - явление своего уровня. Многим на нее вообще наплевать. Однако и интересующихся немало, причем в мировых масштабах - и мы не можем не подумать о том, что привнесла "Матрица" в нашу жизнь, чем для нас теперь стала.

Сама по себе "Матрица" подарила кинематографу и нашей культуре много субстанций внешних и неощутимых, но столь естественных, что они прочно вошли в обиход как кинематографистов, так даже и людей, не смотревших ни одного фильма трилогии. Закончившись, трилогия останется вместе с нами, будучи предметом культа для одних, целью ругательств для других, раздражающим малопонятным словом для третьих. В любом случае, больше всего от жизни получили те, для кого "Матрица" - открытые двери. Те, кто поверил в предложенную реальность и сопереживал судьбе человечества в мире машин, не был равнодушен к исходу битвы.

Когда-нибудь "Матрица" станет аксиомой, точкой отсчета, одним из произведений на любимой полке многих читателей. Лично для меня там она находится и сейчас - как и другие труды, говорящие о смысле жизни и привносящие в этот вопрос что-то новое.

"- Вы знали, что все кончится именно так?

- Что ты! Конечно, нет. Я просто верила. Верила в это"

Я верю в существование такой культурной аллегории, как Матрица. Не будучи объективно существующей в материальном мире, идея Матрицы многое дает для размышления, многое корректирует в мировоззрении. В этом я вижу ее основную ценность.

On 03.04.2012 by Kate

Этот момент из Матрицы, его развязка, и эти слова «все что имеет начало, имеет и конец» до конца не открывались мне… До сих пор. А сегодня что-то произошло и мне стало понятно, о чем идет речь…

Что же происходит с овном. Он говорит «так просто?» и он рад- победа одержана. Наконец эти старые противные верующие страдальцы-рыбы не будут мешать ему… Но тут Нео влился в него до конца и Смит, наш упертый овен, начинает говорить голосом пифии, он чувствует как он полностью меняется. И тогда- о несправедливость!- воевал-то он, а победа теперь будет принадлежать какому-то другому существу, которым он станет. И конечно это уже не агент Смит. Это уже не потребует такого количества других батареек, люди могут выходить, если захотят…

Он уже не является собой. Старый овен разрушен. Конец и начало закольцевались и создали новое начало совершенно другого мира…

Так каждый дух, воюя и отрицая себя, выполняет вклад в создание нового раута этой игры, отвечая только за одно- за улучшение качества матрицы. За улучшение качества правил. За то, что проходя свой путь от Смита до Нео и обратно, он содействует жизненному процессу, в котором у других вчерашних батареек появляется выбор…

Понравилось? Лайкни нас на Facebook